История и современники
Чтобы знать, в какой стране ты живешь, надо хорошо знать ее прошлое, считает доктор исторических наук, профессор, признанный мировым научным сообществом, чокановед, Кадыржан Абуев, занимаясь свыше 50 лет просветительской работой.
Именно за просветительскую деятельность, дословно безудержную, зарубежные коллеги называют известного казахстанского ученого историком мира. Кадыржан Абуев — автор более 140 научных трудов, в том числе восьми монографий, двух словарей: политологического и исторического, трех энциклопедий: «Акмолинская область», «Ч. Валиханов», «Абылай-хан», дважды обладатель гранта Министерства образования и науки «Лучший преподаватель вуза», национального сертификата «Специалист года». Его имя в первых строках независимого рейтинга «ТОП-50» профессорско-преподавательского состава вузов Казахстана, заслуженный деятель РК…
Не успеваем перечислить и половину его регалий, как звучит команда «стоп». «Мои заслуги оставим в покое (спорить с Кадыржаном Кабиденовичем бесполезно), начнем зрить в корень. Человек в истории, история в человеке, вот, что важно и актуально в просветительской работе, твердо стоит на своем. Казахстан, что касается его исторический биографии, сильно обделен, «белых пятен» больше, чем хотелось бы, — продолжает он, — чтобы знать, в какой стране живешь, надо хорошо знать ее прошлое».
Встретились с ним сразу же после его очередной зарубежной командировки. В Москве нашему земляку по представлению Российской академии естествознания вручили орден «Трудом и Знанием» Европейского научно-промышленного консорциума за вклад в науку и образование, признанный мировым сообществом. А накануне в Германии завершилась крупнейшая мировая Франкфуртская книжная выставка, где Российская академия естествознания на своем стенде представляла научные и учебно-методические издания, в том числе и стран СНГ. Аннотации книг К.Абуева «Абылай хан. Современники и наследники», «Кокшетау. Исторические очерки», «Науан Хазрет», «Абылай хан» вошли в каталог выставки. Эти же труды удостоены золотой медали ВДНХ России.
Под занавес 2016 года издана его очередная научная монография «Чокан Валиханов и его современники». Автор спешил успеть попасть на книжную выставку, проходившую в Астане. Увы, приглашения не последовало. Поистине в родном отечестве, как это часто бывает, нет пророков.
Итак, история в человеке, человек в истории. Достоверность, справедливость, сопровождающие его по жизни, достались от отца. Однако во главе мудрого наследия всегда оставались и остаются знания. Поговорку «Ученье — свет, а неученье — тьма» Кабиден ага трактовал по-своему «Учись, сынок, — до конца своей жизни напутствовал он Кадыржана, — только получив знания, сможешь достигнуть ее вершин». Между прочим, аул, где жили Абуевы, находился в 30 км от аула Сырымбет, где расположилось родовое поместье Валихановых.
Сам же он, как сейчас принято говорить, родился не в то время и не в том месте. В семье девять детей, всех обуть, одеть, накормить надо и выучить чего бы то ни стоило. Кстати, его образовательный проект реализован с перевыполнением. Все получили высшее образование, среди них два доктора наук.
Колхозного табунщика перед войной направили на краткосрочные курсы руководящих работников. Окончив «академию», так называл свою альма-матер, 12 лет проходил в председателях колхоза. Тяга к знаниям у Кабидена была сильная, не было возможности ее осуществить. Поэтому все заработанные деньги до копейки, а когда их не хватало, откармливал и сдавал скот, вкладывал в образование детей.
Кадыржан в свои 78 лет по указанному пути идет до сих пор, успешно сочетая научно-педагогическую работу с просветительской и общественной деятельностью. Более двух десятков лет профессор Абуев возглавлял кафедру истории Казахстана в Кокшетауском университете имени Ш. Уалиханова. До сих пор ее нередко называют кафедрой Абуева. Назначался директором Института регионального наследия, советником ректора. Его научные интересы связаны с историей родного края. Обращаясь к историческим личностям — хану Абылаю, Кенесары Касымову, Чингизу Валиханову, Науану Хазрету, другим, он старается донести до современного поколения правдивую суть происходящих в прошлом событий, донести так, чтобы крепло чувство патриотизма и гордости за свою Родину.
По жизни его ведут непрерывный научный поиск, статьи, монографии, доклады, конференции, симпозиумы, да и просто выступления перед молодежной аудиторией. Профессор использует любые возможности для передачи исторической правды, которая сегодня так необходима обществу.
Повышенный интерес к историческому прошлому народа стал заметной приметой нашего времени. Это связано с провозглашением Президентом Нурсултаном Назарбаевым созидания «Мәнгілік Ел» («Вечная страна»), воспринятого казахстанцами как национальная идея. В условиях дальнейшего развития государственности люди хотят осмыслить и понять логику исторических процессов, знать правду о многих героических и трагических страницах, а также иметь достоверную информацию о видных общественных и государственных деятелях прошлого, славных деяниях, которые были известны не только в Великой Степи, но и далеко за ее пределами.
Вслед за известным англо-американским философом, писателем Оскаром Уайльдом наш герой повторяет: «Каждый может творить историю, лишь избранные в состоянии ее правильно понять и описать», что он и делает, но себя к избранным из-за личной скромности не причисляет, зато его причисляют другие.
Сожалеет, что в Казахстане, а точнее в Казахской ССР, поздно появились свои стационарные архивы. Пришлось немало поколесить по свету в поисках достоверных первоисточников. Красной строкой в научном исследовании и наследии К.Абуева проходит жизнь и деятельность Чокана Валиханова. В Москве, куда он часто наведывается, его называют не иначе как чокановед.
Делаю попытку переломить нашу с ним беседу, так сказать, в практическую сторону. Все-таки газета — не научный журнал, читателя наверняка будет интересовать то, что его волнует. Например, можно ли верить историческим фактам, которые нам преподносят сегодня, а завтра станут подвергать ревизии? Прежде подобное случалось сплошь и рядом. К.Абуев на сей вопрос отвечает: «Скорей всего, можно, чем нет» и комментирует свои выводы.
По его словам, историческая наука в период социализма была излишне идеологизирована, что приводило к догматизму и мифологизации многих явлений, событий, фактов, формированию искаженного исторического сознания. С наступлением новой исторической эпохи вопрос о роли и личности в истории освещается иначе, делается акцент на человека в истории, его характер, проблемы повседневной жизни, превратности судьбы и обстоятельств, учитывая «фактор ситуации» — всех типичных причин, определяющих роль личности.
— На мой взгляд, — продолжает К. Абуев, — история независимого Казахстана пишется правильно, хотя в ней и достаточно «белых пятен». Скифы, гунны — мы оттуда, история наша гораздо глубже, чем она представлена 550-летием со дня образования Казахского ханства.
…Не получается уйти от науки и, наверное, не получится. Вся жизнь его связана с наукой, даже частично вырвать ее из жизни для Кадыржана Кабиденовича не представляется возможным. Но я упорно гну свою линию.
— Каким видите Вы историка? — следует вопрос.
— Бесстрастным, объективным, компетентным…
—Есть сомнения?
— Жизнь в одних плюсах не бывает, рядом идут минусы, вы меня понимаете.
Чувствую, диалог этот его не сильно увлекает. Возвращается к тому, что его волнует. В советский период история Казахстана была обезличена, сегодня созданы все условия, чтобы наверстать упущенное. Каждый историк здесь и должен показать свое истинное лицо и доказать, что он историк, значимый для общества.
— Вам это удалось?
-Не мне судить…
Судя, в том числе и по международному признанию, еще как удалось.
Кадыржан Кабиденович чокановед более чем известный, темой занимается свыше 20 лет. По подсчетам ученых, о Чокане Валиханове в разные годы написано свыше 800 работ. На количество он не претендует, качество для многих его коллег-исследователей является примером.
Какой Кадыржан Абуев в жизни? Пару фактов из него удалось вытянуть. Выясняется, что увлекается знанием и движением, движением и знанием. Знания — понятно, ученому мужу без них нельзя, хотя жизнь разное преподносит. Движение? В черте города он принципиально не пользуется автотранспортом, передвигается на своих двоих. Младший брат Базарбай, будучи студентом, получил от родителей подарок — проездной билет на автобус. Кадыржан, обнаружив его, взял и порвал: «Не барин, — произнес он, — пешком ходить гораздо полезнее».
Сам уже много лет каждое утро зимой и летом по 1,5 часа отдает физическим нагрузкам, гуляя по парку с заходом в тренажерный зал под открытым небом. Не все что от меня зависит, успел для истории сделать, поэтому надо быть постоянно в отличной форме, объясняет свое хобби, давно переросшее в обязательную привычку.
— Чокан со мной будет до конца жизни, — резюмирует К.Абуев. — Или правильнее я с Чоканом. С разницей в 100 лет мы мальчишками бегали по одной траве. Думаю, что настала пора переходить от лубочного, картинного проявления обожания, почитания и славословия по поводу величия Ч.Валиханова к его постижению, пропаганде наследия. Пожалуй, это мой главный научный проект…
Александр КУЗЕННЫЙ.