Партийное кураторство
Автосборочный завод АО «КАМАЗ-Инжиниринг» послужил площадкой для выездного заседания комиссии регионального партийного куратора «Hұp Отан» по направлению «Индустриальное развитие».
На повестку дня был вынесен вопрос о применении системы бережливого производства промышленными предприятиями региона. АО «КАМАЗ-Инжиниринг» в качестве площадки выбрано неслучайно -его руководитель Сергей Кистин, сам являющийся партийным куратором этого направления, основы бережливого производства заложил на предприятии еще несколько лет назад. Использовал за образец как мировую практику, так и производственную систему «КАМАЗ» (PSK), внедренную в ПАО «КАМАЗ» в Набережных Челнах.
Небольшая экскурсия по цехам предприятия дала наглядное представление о том, что же такое бережливое производство. Как работает система, видно уже на первой позиции главного конвейера завода, где на «голую» раму будущего грузовика устанавливаются узлы и агрегаты тормозной системы и рулевого управления.
— Потери — это основная проблема любого производственного процесса, — рассказывал и показывал главный специалист предприятия Александр Казаков. — Основная задача их выявить и в последующем устранить. Когда-то эта позиция выглядела совершенно иначе: оператор делал множество ненужных движений, теперь же все агрегаты, необходимые детали и крепежные элементы под рукой: повернулся, взял, прикрутил. Выиграно время, значит, сокращены потери, создана ценность.
Разработаны визуализированные стандарты операционных карт. Они закреплены на каждой позиции для облегчения процесса обучения новичков. Каждая деталь, инструмент, вплоть до уборочного инвентаря -все расположено в строго отведенных местах. Конвейер благодаря этому прозрачен, нет нагромождения. Вроде бы мелочь, но именно на таких мелочах выстраивается система бережливого производства.
После экскурсии состоялся детальный разбор внедряемой системы, получившей в странах СНГ собственное название — бережливое производство. Тем не менее зиждется оно все на тех же принципах, предложенных когда-то японцем Тайити Оно — всемирно признанным основателем «Toyota Production System» (TPS).
— Потерями в процессе производства называются все действия, не создающие ценности с точки зрения потребителя, — пояснял Александр Казаков явно заинтересовавшимся представителям производственных предприятий города, специально приглашенным на заседание комиссии партийного куратора. — Некоторые из потерь невозможно ликвидировать, но минимизировать вполне реально. Перепроизводство, транспортировка материалов и наличие излишних запасов, лишние этапы обработки, ожидание следующей производственной стадии, ненужное перемещение людей, производство брака — это явные и скрытые потери.
Один из элементов системы бережливого производства, успешно применяемых в АО «КАМАЗ-Инжиниринг» — это философия «кайдзен» (изменение к лучшему). В этот процесс вовлечен весь коллектив завода, предложившему какое-либо совершенствование производственного процесса, ведущее в конечном счете к сокращению потерь, полагается вознаграждение. Мотивация оказалась действенной, именно так, например, появились стенды для инструмента с обведенными контурами каждого ключа — простой и удобный органайзер на рабочем месте. Непрерывные улучшения, как правило, не требуют значительных затрат или инвестиций, поэтому могут внедряться во всех процессах.
Как выяснилось, инструментов в бережливом производстве много, некоторые из них представляют собой самостоятельные подсистемы. Например, принцип «трех не» (НЕ принимай брак, НЕ производи брак, НЕ передавай брак) представляет собой сложную схему менеджмента качества; подсистема «канбан», предназначенная для снижения запасов, поставки продукции точно вовремя и в нужной последовательности; «андон», предназначенная для оперативного информирования персонала об отклонениях в производственном процессе.
Что же дала система бережливого производства в итоге? На этот вопрос ответил Сергей Кистин:
— Если раньше такт производства одного автомобиля занимал 90 минут, то сейчас есть четыре автомобиля в смену. Если требовалось больше, приходилось открывать вторую смену, набирать и обучать дополнительный персонал, а это неминуемое падение качества. Сейчас благодаря системе бережливого производства такт сократился с полутора часов до одного часа. Тот же конвейер, те же люди, тоже время, а в конце рабочего дня, если это понадобится, сможем выпустить уже восемь автомобилей. То, чем мы занимаемся сейчас, — наш задел на будущее, уверенность в собственных силах.
По итогам заседания комиссии партийного куратора облуправлению предпринимательства и промышленности было рекомендовано подыскать крупную консалтинговую компанию для организации совместного презентационного семинара для руководителей производственных предприятий области по обучению основам бережливого производства.
Алексей ЧАЙКА.
Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.