Много лет назад, а точнее 32 года, на работу на станцию «Курорт-Боровое» пришла 18-летняя выпускница Целиноградского железнодорожного техникума Анна Климентьева. Уже тогда девушка знала, что эта сфера труда — ее судьба. Ни разу за все время работы в беспокойной отрасли она даже мысленно не представляла себя в иной ипостаси. Менялись лишь карьерные ступени молодого, целеустремленного специалиста.
Поступив в железнодорожный техникум скорее случайно, чем целенаправленно, она с первых дней учебы поняла, что лучше профессии нет и быть не может. Сегодня Анна Степановна трудится на одном из ответственнейших постов -дежурная по станции. Это та самая должность, которую еще называют мозгом предприятия. И на самом деле — грамотная организация движения грузовых, пассажирских поездов, начиная от их прибытия на станцию до самого отправления, обеспечение безопасности движения — задача непростая, требующая оперативности. Решения, порой и нестандартные, нужно принимать быстро и правильно. Если, к примеру, дежурный сделал неверное заключение, может сильно измениться поездная обстановка: то есть составу просто некуда будет двигаться, произойдет его задержка со всеми вытекающими последствиями.
Рабочее место дежурного по станции — огромный пульт-манипулятор с множеством разных средств связи, а на стене перед глазами — внушительный, на всю стену, еще один пульт-табло с разными кнопками, с то и дело загорающимися и гаснущими лампочками. Дежурный считывает по ним все, что происходит там, на путях. «Видите, горят одновременно три маленькие красные лампочки, — терпеливо объясняет она нам, не сразу увидевшим их среди многочисленных других, то и дело мигающих. — Это значит, что на нашей станции стоит пассажирский поезд». К слову, благодаря этим техническим устройствам воссоздать картину любой нештатной ситуации можно даже по секундам.
Находясь за пультом, Анна Степановна всегда внимательна и сконцентрирована: станция должна работать точно по расписанию. Этому учит и своих молодых коллег. Смену дежурный по станции начинает с проверки устойчивой связи с машинистами маневровых тепловозов, локомотивов, исправности устройств СЦБ (сигнализации, централизации и блокировки) и связи на посту электрической централизации. А затем начинаются все другие многочисленные рабочие моменты.
Вообще, слушая Анну Степановну, мы отметили: о своей любимой работе она может с упоением говорить часами. Улыбаясь, это отмечают и ее коллеги. Очевидно, что Климентьева знает свою работу до мельчайших тонкостей: по звуку гудков безошибочно определяет современный тепловоз пошел или электровоз, по стуку колес — обычный состав или длинно-составный. Она с удовольствием спешит на каждую свою смену, а в конце обязательно благодарит коллег за выполненную работу. Судя по всему, спокойно и руководство: безопасность движения составов на их территории в надежных руках.
Рабочий график дежурного по станции — это всегда смены. Частенько на работе приходится проводить праздники и выходные дни. Но семья Анны Степановны, как говорится, в курсе. Супруг — помощник машиниста — сам из семьи железнодорожников, по стопам отца пошел один из их сыновей, который в свои 23 года стал машинистом поезда. То есть династия продолжается. И ничего в том удивительного нет. Когда в семье отец и мать не просто железнодорожники, а влюбленные в свое дело люди, какую профессию выбрать их детям, наверное, не обсуждается.
Раушан УТЕУЛИНА.
Бурабайский район.
Фото Ермурата ДОСУМОВА.