В настоящее время продолжается реализация Государственной программы развития и функционирования языков в Республике Казахстан на 2011-2020 годы.
В ее рамках был разработан План мероприятий на 2014-2016 годы, утвержденный постановлением акимата области.
Поскольку действие второго этапа Плана завершилось 2016 годом, было бы уместно подвести промежуточные итоги реализации. Ответить на ряд вопросов наш корреспондент попросил руководителя облуправления по развитию языков Армана Бердалина.
— Арман Тлектесулы, как в целом в эти годы шло обучение казахскому и другим языкам?
— В соответствии с названным планом была намечена цель долю взрослого населения, владеющего государственным языком, к 2015 году довести до 62 процентов, а к 2016 году — до 64. Оба показателя выполнены, составив в 2016 году фактически 67,3 процента.
А в 2020 году число казахоговорящих должно составить 75 процентов, но забегать вперед не будем.
Не менее важным целевым индикатором является число обучающихся государственному языку. Здесь все не так динамично, как хотелось бы, но рост имеется: в 2015 году — 11%, 2016-м — 12 и в 2020 году планируется охватить обучением 16 процентов населения.
Порой складывается впечатление, что в нашем регионе русским языком владеют абсолютно все. Однако это не так. Доля взрослого населения, владеющего русским языком, в 2015 году составляла 83 процента, а к 2016 году этот показатель вырос всего на четыре десятых процента.
На сегодняшний день шесть процентов населения области владеют английским языком, в 2015 году было пять. Рост незначительный. Здесь важно то, что наметилась позитивная тенденция изучения. Медленно, но растет число людей, владеющих тремя языками (2015 г. — 3,5%, 2016 г. — 4%).
За эти три года второго этапа реализации Госпрограммы из областного бюджета нам были выделены более 142 млн тенге. Средства использованы строго по назначению: на обучение казахскому и английскому языкам, проведение различных творческих конкурсов, обновление материально-технической базы областного учебно-методического центра.
— Не просто взрослому человеку выучить язык. Успешнее всего это дается в стенах учебных заведений.
— Да, особое место в вопросах развития и функционирования языков занимают учреждения образования. На сегодняшний день в области функционируют 211 детских садов, из них 67 — с казахским языком обучения, 117 — смешанных и 27, где преподавание ведется на русском языке.
Общее число посещающих детсады составляет 26596 детей, из них 62,5% воспитываются в казахских группах.
В области также действуют 376 мини-центров, 176 из которых ведут воспитание на казахском, в 42 используют два языка.
На сегодняшний день действуют 572 общеобразовательные школы, общее число учеников — 114695, из них 54597 или 48 процентов-учащиеся казахских классов. Динамика роста детей в казахских классах за последние 3 года: 2014 г. — 46%, 2015 г. — 47%, 2016 г. — 48%.
Функционируют 39 колледжей, из них с казахским языком обучения — один, с русским — 11, в 27-ми обучение ведется на двух языках, 29 процентов студентов учатся в казахских группах.
Растет число будущих преподавателей казахского языка, обучаемых в рамках государственного образовательного заказа. В 2015 году обучались 422 человека, 2016-466, а к 2020 году планируется подготовить 520 педагогов.
— Насколько известно, в регионе действуют центры обучения языкам. Как они работают? Какие проводятся мероприятия по популяризации и расширению сферы казахского языка?
— По числу центров наша область лидирует в республике: у нас успешно работают 19 центров обучения языкам: в 16 районах, двух городах и областном центре.
В прошлом учебном году государственному языку обучались 4009 слушателей, получили сертификаты 1220, в том числе -491 госслужащий, 729 гражданских служащих, 368 человек получили сертификаты по английскому языку.
В текущем 2016-2017 учебном году государственному и английскому языкам обучаются 4888 человек.
В апреле 2016 года по заданию Комитета по развитию языков и общественно-политической работы Министерства культуры и спорта РК проведено тестирование сотрудников организаций, предоставляющих государственные услуги, определяемых по системе «Казтест». По итогам тестирования из 1413 тестируемых 291 сдали тест на уровне В1, три человека на уровне С1.
— В 2016 году в рамках 25-летия Независимости Республики Казахстан проведены областные конкурсы мастеров художественного чтения имени Оралхана Бокея, «Мемлекеттік тіл және БАҚ», «Тіл — парасат», «Ой-сана», «Тілдарын», «Тіл мерейі», «Тіл шебері», «Абай оқулары». Ежегодно проводятся областное совещание по итогам реализации Госпрограммы, областная декада, посвященная Дню языков, и другие мероприятия.
В целях широкой пропаганды казахского языка 2016 году изготовлены и размещены на улицах областного центра шесть красочных билбордов.
Вопросы обучения языкам обсуждались на августовской конференции педагогов, на кустовых практических семинарах-совещаниях, которые прошли в Сандыктауском, Аккольском и Буландынском районах.
А в ноябре 2016 года в Кокшетау и Степногорске, Атбасарском, Аккольском, Жаксынском и Целиноградском районах отделы культуры и развития языков организовали семинары-совещания, акции по соблюдению Закона РК «О языках», в части правописания визуальной информации и наружной рекламы. В семинарах приняли участие представители прокуратуры, СМИ, депутаты маслихатов, руководители государственных учреждений, малого и среднего бизнеса, акимы сельских округов и др.
— Несколько слов о школе по обучению родным языкам…
— Есть такая школа «Шаңырақ». Здесь изучают казахский, русский, польский, немецкий, корейский, ингушский, чувашский, татарский, узбекский, азербайджанский и армянский языки. В каждой группе проводятся уроки страноведения, кроме родного обучают и казахскому языку. В Бурабайском районе в обществе немцев «Видергебурт» ежедневно проходят курсы немецкого языка для всех желающих. Ученики 5, 7, 8 и 11 классов села Красная Поляна Сандыктауского района изучают родной чеченский язык. В г.Атбасаре в общественном фонде «Целина» на платной основе ведутся курсы английского и немецкого языков.
— Спасибо, Арман Тлектесулы, за содержательную беседу.
Вопросы задавал Даулет АХМЕТЖАНОВ.