Выводы Олимпиады
Самый большой концертный зал региона (ДК «Кокшетау») в минувшую субботу был до отказа заполнен старшеклассниками, их педагогами и родственниками. Здесь традиционно подводились итоги и прошло награждение победителей ежегодной областной олимпиады по общеобразовательным предметам.
Показавшие лучшие результаты на районных и городских этапах состязания интеллектов учащиеся 9-11 классов из 16-ти районов, двух городов и четырех специализированных школ для одаренных детей (всего 347 человек) посвятили свои зимние каникулы подготовке и участию в соревновании сильнейших умников и умниц Акмолинского региона. И облуправление решило устроить им заслуженный новогодний праздник с Дедом Морозом, Снегурочкой и праздничным концертом. Ведь им серьезно пришлось потрудиться над выполнением полученных заданий, некоторые из них соответствовали вузовским программам за первый, второй и даже третий курс. Члены жюри по географии, химии, биологии, математике отмечают возросший по сравнению с предыдущими годами уровень сложности заданий.
Участникам олимпиады по русскому языку и литературе для хороших результатов было необходимо широко использовать знания, полученные в процессе внеклассной и самостоятельной работы, чтении дополнительной литературы. С этим хорошо справились Ксения Павлова из КСШ №2 г. Кокшетау и Жадыра Зейнуллина из СШ №12 областного центра. Во время анализа итогов с трибуны такие особые слова о высоком уровне знаний английского языка прозвучали в адрес ученицы ШГ №3 им. М. Габдуллина Миры Балташевой и ученика КТЛ Диаса Жаксыбаева. Именинниками на этом торжестве знаний чувствовали себя и 13 учеников 7-8 классов (в основном из КТЛ), которые выполняли задания на один-два класса выше. Кстати, 12 из них стали призерами олимпиады. Все они — большие молодцы. Но особо отличились семиклассники казахско-турецкого лицея Әділ Олжабек (третье призовое место по информатике за 11-й класс) и Мирас Сержан (победитель по географии среди девятиклассников).
Выступившая с анализом результатов олимпиады руководитель областного управления образования Балым Избасарова подчеркнула, что 180 школьников (около 52% от общего количества участников) отмечены дипломами и грамотами. Из них 27 завоевали первое место, 35 — второе, 86 — третье, 32 удостоились грамот.
Первостепенная задача ставших традиционными в Казахстане интеллектуальных состязаний — поиск одаренных школьников и создание условий для их дальнейшего развития и становления.
Подобные мероприятия показывают, что в регионе много талантливых ребят. А вот качество их подготовки к таким серьезным состязаниям каждый год демонстрирует рейтинг результатов представляющих регион или спецшколу команд. Лучшей олимпийской командой вновь стал казахско-турецкий лицей (из 51-го участника 46 призеров). Наиболее результативно выступили школьники г. Кокшетау (из 72-х 39 призеров), ОСШИОД №№2, 3, 4 и Аршалынского, Енбекшильдерского, Есильского, Аккольского, Буландынского районов.
Каждый из поднимающихся на сцену за наградой участник олимпиады встречался дружными и искренними аплодисментами. Но, справедливости ради, отметим, что были и расстроенные, растерянные: «Как же так? Ведь в районе мой ребенок был лучшим?». Ответ тут один: съехались лучшие — победили сильнейшие. И это хороший стимул для желания победить в следующем году. Главное — помощь взрослых. А в том, что баллы каждый получил справедливо, любой желающий мог выяснить методом апелляции, которые подавались ребятами довольно активно и вместе с ними обсуждались членами жюри.
Серьезные выводы о качестве подготовки к предметным олимпиадам надо сделать и отделам образования районов, которые на протяжении ряда лет показывают низкие результаты эффективности. А вот раздел «программирование» в рамках предмета «информатика» — «ахиллесова пята» подавляющего большинства акмолинских учителей. Такой вывод позволил сделать членам жюри уровень выполнения учениками предложенных им заданий. Хочу подчеркнуть, что и в прошлые годы после олимпиад речь шла о недостаточной подготовке школьников именно по этому предмету.
Валентина ТЕПЛЯКОВА.
Фото Ермурата ДОСУМОВА.