«В 2017 году начнется реализация нового проекта «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех». Участие в нем позволит, особенно молодым казахстанцам, получить базовые трудовые навыки, которые пригодятся им на всю жизнь».
Президент Казахстана Нурсултан НАЗАРБАЕВ.
Василий Николаевич Пустовойтенко воспитывался советской системой, ею же и был востребован на все (без преувеличения!) 200 процентов. Нынешняя система «из уважения» к опыту и трудовому стажу оставила ему один (!) час преподавания т.н. технологии в неделю. Сколько это в процентах ко всему объему школьного преподавания — сказать стыдно, но его воспитанники все-таки научаются виртуозно пользоваться различными инструментами и даже производить изделия, пользующиеся спросом у односельчан.
Василий Пустовойтенко в селе Ишимка уроки труда получал не только в рамках школьной программы. Ему отец, Николай Маркович, привил вкус рационализаторства. «Он работал в совхозе автослесарем и в своем цехе творил чудеса, — вспоминает свои мальчишеские восторги Василий Николаевич. — Нет заклепки, но есть подходящая проволока — он ее сделает в одно мгновение. Смастерил устройство для перематывания электрокатушек. Чтобы не качать вручную воду, соорудил дома «ветряк»: лопасти приводились в движение ветром и насос поливал сад. Он внимательно следил за техническими новинками. Первая в селе электродрель появилась именно у нас, мотоблок — тоже… Поэтому я, как само собой разумеющееся, после Ишимской средней поступил учиться на механика в Целиноградский СХИ».
Техническое творчество Василия Пустовойтенко заслуживает внимания. И не только музейного — отдельные образцы, независимо от времени их создания, могут и сегодня приносить реальную пользу. Над его хоздвором тоже возвышается самодельный «ветряк», только он не воду в сад качал, как у его отца, а с помощью генератора производил ток. Собранная Пустовойтенко дробилка зерна приводится в движение валом отбора мощности трактора. «Производительность — две тонны ячменя в час, пшеницы перерабатывает еще больше. Незаменимый агрегат для фермеров-животноводов, — рекомендует свое изделие Василий Николаевич. — Аэто навесное оборудование для тракторов марки «Беларус». Я его доработал и теперь требуется гораздо меньше усилий, чтобы вырвать слежавшееся сено из копны и погрузить в телегу. «Хитрость» — в особенностях конструкции зубьев — сейчас у нас многие по этому примеру переделывают».
— Понятно: рацпредложение без патента пошло в массы. А саму телегу не дорабатывали случайно?
— Случайно. Но это не доработка, а результат наблюдения. Сейчас у нас в селе много иномарок. Заметил, что хозяева внедорожников выбрасывают резину, отслужившую свой срок. Примерил — она в аккурат подходит к сеновозке. «Переобул» телегу бесплатно…
Не вдруг вспомнилась пословица «Голь на выдумки хитра». Только мой герой не «голь», а тем более «перекатная», но коренная сельская интеллигенция, способная продвигать прогресс. И, работай Пустовойтенко в крупном ТОО, помог бы сэкономить своей смекалкой не одну сотню тысяч тенге. Там, глядишь, и премией бы наградили — не все же на одном голом энтузиазме…
Так, пожалуй, оно и было бы. Во всяком случае трудовая биография Пустовойтенко вполне успешно начиналась непосредственно на производстве. Будучи студентом Целиноградского СХИ, он активно участвовал в движении механизированных студотрядов и по итогам жатвы 1979 года был награжден медалью «За трудовое отличие». Неплохой старт карьеры для молодого специалиста! Но по окончании учебы на родине его ждал сюрприз. Мудрый директор совхоза «Ишимский», Герой Социалистического Труда Брали Нуртазин для подготовки и закрепления кадров добился открытия у себя филиала Кийминского сельского ПТУ. Он и предложил Василию Пустовойтенко преподавать здесь машиноведение. «Наш директор думал о подготовке молодых кадров для своего села, а получилось, что заинтересовался нашим филиалом весь район. Специальность тракториста-машиниста здесь получали даже юноши из Оренбургской области, — вспоминает ветеран профессионально-технического образования. — Ежегодно у нас обучалось более 100 человек, была и группа вечернего обучения — для тех, кто хотел получить специальность без отрыва от производства».
Ишимский филиал Кийминского СПТУ учил ребят нужной, востребованной профессии. Он учил их (называли курсантами) самостоятельной, взрослой жизни. Пустовойтенко, между прочим, до сих пор гордится письмами из войсковых частей и благодарностями от райвоенкомата за профессиональную подготовку своих выпускников, воспитание в них гражданской позиции. Но…
В 1996 году сельское профтехучилище закрыли: нехватка средств для финансирования, реформирование системы образования… Василий Николаевич не стал горевать «у разбитого корыта», из родного села не уехал и работа для него нашлась, подходящая по профилю — пошел преподавать труд в среднюю школу, в которой когда-то учился сам. Его уроки — не почасовое отбывание времени по учебному плану. Они материально значимы! Вот парты, их не отремонтировали, а восстановили на века. Вот клумбы — их устроили тоже своими руками, изгородь декоративную соорудили. Трудовое воспитание с эстетическим уклоном. Здесь учатся делать для домашнего хозяйства такой инструмент, какой в магазине не купишь. Если это лопаты, то удобные для уборки снега. Если грабли, то тоже с авторскими доработками: «Привез мне племянник в подарок, — полушутя, полусерьезно комментирует Василий Николаевич. — Изящные, легкие, но сразу заметно, что автор их разработки мало в саду работает. Вот мы и доработали. Получилось «в тему» — уроки труда теперь ведь «технологией» называются. Родители учеников спрашивают, когда еще будем их делать. Я бы рад им пойти навстречу, но нам отводят всего один час в неделю, а нужно еще художественную обработку металла, дерева осваивать и т.д.».
Дефицит часов для трудового, профессионального обучения Пустовойтенко переживает давно и болезненно. Говорят, когда закрыли филиал СПТУ, не находил себе места — беспокоился, чтобы его материально-техническую базу не растащили на металлолом. В конце концов выкупил на свою зарплату макет трактора в натуральную величину, всевозможные узлы техники, агрегаты в разрезе. Все наглядные пособия он перетащил в школу, где соорудил класс машиноведения. Это вскорости пригодилось — в 2004 году на сохраненной технической базе в селах Кийма и Ишимка открыли учебно-производственный комбинат: очень нужны свои технари, кто будет землю пахать, урожай с полей перевозить.
Конечно, сегодняшний УПК пока не решает все проблемы. «Мы их учим, как в училище, но права на вождение не даем — это решает специальная комиссия, проверяющая технические знания и аттестующая по практическим навыкам», — заключает Василий Пустовойтенко, то ли сожалея об усеченном проекте сегодняшней профподготовки, то ли надеясь на скорое совершенствование учебного процесса. Главный специалист Жаксынского райотдела образования Меруерт Тохашева: «Мы внимательно изучаем положение дел в Кийминском УПК и его Ишимском филиале, где проходят профессиональное обучение старшеклассники из всех близлежащих сел. Эту базу мы оцениваем как отправную точку в реализации проекта Президента Нурсултана Назарбаева «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех».
Кстати, уровнем здешнего преподавания интересовалось и в Министерстве образования РК. Комиссия выявила один «факт несоответствия»: преподаватель Пустовойтенко не имеет диплома высшего педагогического. Те, кто писал инструкцию, видимо, не знали, что в селах есть такие «профи», кто сам может давать в высшей школе поучительные мастер-классы. Василий Николаевич обиделся, конечно, за свои высшее техническое и пед-стаж. Но спорить не стал и в своем предпенсионном возрасте поступил на заочное отделение вуза. Лишь бы с любимым делом не разлучали.
Григорий СПОДЕНЕЦ.
Жаксынский район.
Фото автора.