«Домашних тигров» — власти на приручение

Болевая точка

Из 1828 заключенных браков в 2015 году 41% уже распался. С начала года в городских и районных подразделениях ДВД зарегистрировано 1330 заявлений по фактам преступных посягательств и правонарушений в отношении женщин. На номер телефона доверия в центре «Отбасы әлемі» («Вы и ваша семья») только по кризисным ситуациям поступило более полутора тысяч звонков.

К адмответственности за правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений привлечены 990 лиц, вынесено 2668 защитных предписаний о запрете вопреки воле потерпевших разыскивать их, преследовать, посещать и т.д. Штатная численность состава подразделений по защите женщин от насилия в территориальных подразделениях — 4 сотрудника (по одному в УВД Кокшетау, Степногорска, Атбасарском и Бурабайском РОВД) и один в аппарате МПС ДВД. В остальных данные функции возложены на ювенальную полицию. И еще одна цифра — в общественном фонде «Социально-психологический и исследовательский центр «Шаңырақ», который как неправительственная организация позиционирует себя в сфере оказания психологической, медико-социальной и правовой помощи семьям, на постоянной основе работает один человек. В этом году центр получил шесть млн тенге по линии управления здравоохранения и чуть менее 900 тысяч от управления внутренней политики.

Берик Ракушев, кстати, психолог по образованию, и есть то лицо, представляющее центр с многообещающими функциями. Правда, потом, по окончании своего отчета, отвечая на вопросы членов комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при акиме области, Берик Узакбаевич уточнил: всего работали 15 человек. Остальные, надо полагать, привлеченные специалисты. Председательствующий, замакима области Нурлан Нуркенов, комментируя выступление Жанбая Омарова, замначальника ДВД, предложил подобные изложенным примеры насилия чаще предавать огласке. Чтобы неповадно было. «К примеру, когда речь идет о коррупции, то госслужащие знают — за каждым вскрывшимся фактом непременно последует адекватное наказание. Наши «комнатные тигры» должны четко осознавать — в случае нарушения ими прав граждан они будут иметь дело с властью». Он поделился хорошим, на наш взгляд, опытом, сложившимся в период руководства Бурабайским районом. Там члены комиссии взяли себе за правило активно наведываться в молодые семьи, находящиеся на грани развода. Ведь чаще как бывает: поднял муж руку — женщина вызвала участкового, а потом дебошира простила. А если у него эта «самотерапия» стала привычкой, а она прямо-таки вошла в роль жертвы? Но замакима уверяет, что положительные результаты таких походов были, и он до сих пор некоторые семьи как бы держит на контроле, интересуясь их судьбой. Хотя, безусловно, вопросы семейных отношений очень щепетильные и в каждом случае требуют индивидуального подхода.

А вообще, по мнению председателя комиссии, большие возможности в этой сфере у НПО. Просто поле непаханое, и дело даже не столько в объеме выделяемых средств, сколько в их управлении. И с этим трудно не согласиться, особенно после реплики Айны Мусралимовой, руководителя управления внутренней политики, где концентрируется большая часть лотов абсолютно не по тематике управления. Вопрос встает об эффективности их использования, самом контроле. Ну, отчиталось НПО посредством фото или слайдов, а где критерии оценки результативности?

Нурлан Нуркенов предлагает на будущий год выделить три основных момента в работе комиссии: бытовое насилие, разводы и ранняя беременность. Фи, скажет кто-то: все это было, есть и всегда будет. Да, было и есть, наверняка, будет. Но в каком количестве? Ведь за сугубо, казалось бы, личными семейными вещами нередко стоят последствия не только административного, но и уголовного характера. Взять, к примеру, папу ребенка несовершеннолетней беременной? По закону он должен нести уголовную ответственность. Но чаще он остается не при делах не без помощи тех же жалостливых школьниц. А это ненормально. Это дает повод думать, что так можно и все сойдет с рук. К слову, среди членов комиссии по делам женщин есть и мужчины, которые однозначно согласились с тем, чтобы сделать упор на данные три направления, поставить перед собой задачи по достижению конкретного результата и добиваться его. Как и было предложено, активно вовлекая в эту сферу НПО. Ведь достигнутый результат и может стать показателем их работы.

Может, уж совсем со стороны эти идеи и выглядят как бы прибитыми молью, еще с советских времен подобная работа велась, и, может быть, даже поэнергичней чем сейчас. Идеологические перекосы сегодня никому не нужны, но факт, что проблемы есть, и они сами по себе не рассосутся. Выездные заседания, личное участие каждого члена комиссии — формы работы могут быть разные и никакого регламента — раз в квартал отчитались — здесь нет. А, может быть, даже организация, к примеру, секретарем комиссии с кем-то из членов поочередно приемов. Жаль, конечно, что секретарь здесь не освобожденный, а по совместительству. Потому что одно дело писать заявление в полицию, другое — прийти за консультацией, конкретной помощью, зная, что тебе помогут. Это совсем другое, чем информационно-просветительская работа. Но ведь все в наших силах.

И последнее. Событие, которого многие точно ждали, а многие приложили к этому немало усилий — на 2018 год заложены в республиканском бюджете 22 млн тенге на строительство в Кокшетау кризисного центра для жертв бытового насилия.

Валентина КОСЯНЮК.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также