Принимая решения
— Чем занимается Центральная избирательная комиссия РК в межэлекторальный период? Этот вопрос мы слышим нередко, — говорила на областном совещании с председателями и секретарями окружных избирательных комиссий по выборам депутатов областного и городского маслихатов, членами городской избирательной комиссии член ЦИК Сабила Мустафина. — Работы много. Сложной и очень ответственной.
Растут города, оптимизируются сельские населенные пункты — нужно определять границы избирательных участков, сам механизм избирательных кампаний нуждается в постоянном совершенствовании: «Сейчас в частности думаем, как его отладить, чтобы нашим учителям не приходилось стучать в квартиры избирателей со списками и приглашениями. Готовим предложения для внесения изменений в Закон «О выборах в Республике Казахстан».
Немало времени, высокого профессионализма требует и составление комментариев РК к финальным отчетам БДИПЧ ОБСЕ, которые эта международная организация готовит после каждых прошедших выборов.
— Далеко не со всеми замечаниями и рекомендациями, на наш взгляд, можно согласиться, но изучать, реагировать надо обязательно, — говорила Сабила Сапаровна. — Применить то, что считаем нужным и приемлемым, аргументировать наше несогласие с моментами спорными. По большому счету, это вопрос защиты национальных интересов и внешнеполитического имиджа страны.
Анализ финальных отчетов показывает, что количество отмечаемых в них положительных моментов возрастает (2012-14, 2016-25), отрицательных — снижается (2012 — 75, 2016 — 59). Такой положительной динамике способствует реализация некоторых из предлагаемых рекомендаций: полностью исключены безальтернативные выборы, в состав избирательных комиссий включаются представители различных политических партий, списки избирателей составляются на основе их регистрации и действительного места жительства (иногда они не совпадают), значительно расширены права местных и международных наблюдателей…
Среди замечаний, над которыми члены ЦИК работают сегодня: имеющиеся отдельные нарушения процедуры выборов в день голосования, размещение в открытом доступе информации о спонсорах и расходовании средств избирательных фондов, ликвидация недостатков в составлении списков избирателей, выделение дополнительного времени на государственных телеканалах политическим партиям, передача им же полномочий ЦИК организовывать дебаты, создание условий для обмена списками в едином реестре избирателей, разработка механизма четкого разделения между государством и правящей партией…
— Бывает очень непросто объяснить международным организациям, почему, изучив ряд рекомендаций, реализовывать их мы не считаем целесообразным и возможным, — подчеркивала Сабила Мустафина. — Прежде всего, противоречащие нашей Конституции.
Речь, в частности, идет о рекомендуемом «Сборе и ограниченном распространении информации об этническом происхождении депутатов и членов избиркома». Зачем? Для чего? Казахстанцы знают и в полной мере используют право указывать свою национальную принадлежность или не делать этого вовсе.
Контраргументом на предложение снизить существующий семипроцентный порог для получения партиями мест в Мажилисе Парламента служит ссылка на страны (в том числе и европейские), где этот барьер гораздо выше и они подобных замечаний не получают. — Вряд ли целесообразно иметь в Парламенте представителей маленьких политических партий с незначительным политическим весом, — Сабила Сапаровна выражала мнение не только ЦИК, но и большинства казахстанских политологов.
Что касается девяти депутатов Мажилиса от АНК, избираемых на сессиях ассамблеи, то этот порядок вполне вписывается в провозглашенный множеством хартий права любой страны на защиту интересов и представительства в органах власти национальных меньшинств.
Вряд ли целесообразно применять и рекомендуемое «создание условий для участия в выборах людей, признанных судом недееспособными». Здесь, как говорится, комментарии излишни. Как и в отношении рекомендации «Внедрить уведомительную процедуру для проведения мирных собраний людей, которые хотят выразить свое мнение в период электоральной кампании». — Давайте представим, что в центре города собралась такая группа людей, как показывает практика, очень немногочисленная, — рассуждала Сабила Мустафина. — Вокруг них соберутся любопытствующие, коих всегда немало. Помехи автомобильному движению, передвижению пешеходов. И потом, не надо забывать о существующих экстремистских угрозах. Скопления людей им только на руку. Не нарушатся ли при этом права большинства избирателей?
Есть и рекомендации, по поводу которых определенно можно сказать, что это сугубо внутрипартийное дело: широкое информирование населения о кандидатах, включенных в партийные списки, высокие полномочия высших партийных органов в процессе распределения депутатских мест…
Замечание ПДИПЧ о том, что не всегда и не везде представители некоторых политических партий должным образом вовлечены в работу избирательных комиссий эмоционально прокомментировал секретарь областной избирательной комиссии Геннадий Глухов: «Мы бы рады их включать, но не могут областные филиалы партий дать своих представителей для работы. В лучшем случае приходят за день-два до выборов: «Включайте нас».
Геннадий Герасимович внес ряд предложений по внесению изменений в Закон о выборах в РК: «Нужны постоянно действующие территориальные избирательные комиссии. Формировать участковые избирательные комиссии целесообразно за два месяца до начала объявленных выборов. Численность участковых избирательных комиссий должна варьироваться от 5 до 11 в зависимости от количества избирателей на данном участке…».
Председатель городской избирательной комиссии Мариям Калиева подняла проблему оплаты ненормированного рабочего дня членов избирательных комиссий.
— Меняется страна, мир, изменяемся мы, — такими словами Сабила Мустафина завершала работу совещания. — Может быть следующую электоральную кампанию мы еще проведем в прежнем формате. А потом, конечно, будут изменения.
Какие — покажет время. Возможно, элементы электронного голосования, практикуемое во многих странах предварительное голосование… Но траектория изменений четко определена уже сегодня. «Новшества ради новшеств» внедряться не будут. Только те, которые повысят прозрачность, открытость процесса, будут отвечать интересам безопасности страны.
Нина МИТЧИНОВА.