Что будет с пастбищами. Обсуждаем и предлагаем

100-1Чтобы убедиться в том, что 97 шаг Плана нации, направленный на расширение возможности граждан участвовать в процессе принятия решений, реализуется уже сегодня, достаточно зайти на портал «Открытое правительство». Каждый казахстанец имеет возможность не только ознакомиться с проектами законов, нормативно-правовыми актами, но и внести свои предложения по их изменению.

Немало предложений поступает от граждан страны и в ходе непосредственных встреч с разработчиками законопроектов, депутатами Парламента страны. Пример тому — прошедшее недавно совещание в Есильском районе, на котором представители четырех районов нашей области вносили свои предложения в прошедший первое чтение проект Закона РК «О пастбищах» (см. «АП» от 07.11.2016 г.). В редком выступлении не шла речь об отгонном животноводстве, как одном из способов решения проблемы нехватки пастбищ вблизи сельских населенных пунктов. Первый заместитель акима области Кадирхан Отаров, подводя итоги совещания, отмечал, что наиболее широко оно распространено в Ерейментауском районе, для которого именно животноводство традиционно является ведущей отраслью сельского хозяйства.

Своим видением проблемы и планами на будущее с нами поделились жители Упентинского сельского округа, расположенного в 55 км от Ерейментау. От других округов он отличается разве что тем, что на его территории находится железнодорожная станция Коржункуль, где работают многие главы семей, не отказываясь при этом от личного подсобного хозяйства. Здесь, как и в районе в целом, на частных подворьях находится 65% маточного поголовья крупного рогатого скота. Из земель сельхозназначения пашни составляют всего 8 га, пастбища — 8914 га и 27 га — отгонные площадки.

Сколько живности приходится на каждого улентинца, сосчитать несложно. Население округа составляет 1082 человека, численность КРС -2800, лошадей — 2220, овец, коз -116000… Год от года поголовье не сокращается, наметилась тенденция роста. Наверное, главная причина этого факта как раз в том, что ни один владелец ЛПХ в разговоре с нами на отсутствие пастбищ и дороговизну кормов не сетовал.

С Даулетом Ермагамбетовым мы познакомились буквально по дороге в село. В отаре овец, которых пас молодой человек, — около 300 голов, принадлежат они девяти хозяевам, пасут по очереди. Наверное, такая соседская кооперация и ляжет в основу будущих организаций пастбищепользо-вателей, о необходимости создания которых идет речь в проекте закона.

142-3-3

— Кроме баранов, постоянно держим 10-12 коров, лошади есть, — рассказывает нам Даулет. — С пастбищами, кормами проблем нет, сено на зиму сами заготавливаем.

Специалист сельского акимата Алмагуль Мустафина говорит о том, что благодаря породному воспроизводству, которым активно занимаются в селе, удои повысились значительно. На отгоне — главным образом, молодняк, дойный гурт стараются оставлять дома как можно дольше, продавать масло, сметану, творог… Семья этой энергичной дамы хозяйство держит немалое, с тем, что это нерентабельно, не соглашается. Сетует только на проблемы со сбытом.

— Дочка учится в Аграрном университете, говорю: приезжай, организуем пункт по приему молока. Дело выгодное, нужное, люди собираются скота держать еще больше, — рассказывает она о своих планах и планах односельчан.

Понятно, что большее количество скота требует и большего количества пастбищ. С ними в Ерейментауском районе возникают проблемы. Пока они очевидны для специалистов, осуществляющих регулярный мониторинг состояния пастбищ. Но, если не предпринимать кардинальных действий, то не сегодня-завтра их ощутят и владельцы ЛПХ, КХ и ТОО, занимающиеся животноводством.

Площадь пастбищ населенных пунктов в районе — 220911 га. Все 116 отгонов летнего и зимнего содержания скота находятся в аренде землепользования у сельхозтоваропроизводителей, занимающихся развитием собственного производства. Исходя из существующих нормативов площади пастбищных угодий (8 га на одну голову КРС, 2 га — голову МРС и 10 га — лошади), потребность составляет 677572 га, недостающая площадь вблизи населенных пунктов -456 661 га. Как видим, нормативы выпаса значительно превышены уже сегодня.

— Главная наша и не только наша проблема — потребительский подход к природным ресурсам и окружающей среде, — с болью говорит руководитель районного отдела сельского хозяйства Аблай Иманжусупов. — Растительность обеднела, более 200 тыс. га пастбищ на грани деградации. Пастбищеоборот никто не применяет, а у нас и у сельских акиматов нет законодательных рычагов воздействия на людей, которые используют наше общее достояние — землю. Надеемся на закон, но проект, конечно, нужно совершенствовать. Особенно в той его части, где речь идет о принудительном изъятии неиспользуемых и используемых не по назначению земельных участков.

Ситуацию может улучшить восстановление прежних отгонных точек, не используемых уже десятилетиями.

Но это дополнительные и немалые затраты (водоснабжение, расчистка дорог в зимний период, закуп необходимых товаров…) Одному-двум хозяйствам это, конечно, не под силу. Так что кооперация пользователей пастбищ, которой в проекте закона уделено особое внимание, — назревшая потребность.

А в эпицентре этих процессов, по замыслу разработчиков законопроекта, должны стоять местные акиматы, маслихаты, органы самоуправления. Именно им планируется передать полномочия по регулированию использования пастбищ.

— Где будем брать средства, технику на рекультивацию, улучшение состояния пастбищ? — этим вопросом задаются сегодня практически все сельские акимы, принимающие активное участие в обсуждении законопроекта. — Когда и как заработает планируемый фонд пастбищепользователей?

Вопросов много, ответы на них будут в окончательном варианте крайне необходимого Закона «О пастбищах». Основание для уверенности в этом — сама возможность эти вопросы озвучить, внести свои предложения и быть услышанным.

Нина МИТЧИНОВА.

Ерейментауский район.

Фото Ермурата ДОСУМОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также