Если не ошибаюсь это было в 1971 году. Меня вызвал к себе первый секретарь райкома партии Б.Жаңғалов и спросил, знаю ли я писателя Мәди Хасенова.
– Конечно, знаю. Читал его сборник «Алғашқы ән» («Первая песня»). Наш соотечественник, мастер повестей и очерков.
– Если знаком, то хорошо. Сегодня мы получили известие о смерти его жены Раушан. Тебе поручаем написать от имени всего района прощальное письмо и выразить наше искреннее соболезнование родным и близким с постигшим их горем.
Такое вот было задание…
Закончившая заочно факультет журналистики Казахского государственного университета, Раушан была верной спутницей, товарищем и коллегой писателя. Она навсегда покинула Мәди, оставив его одного в 35 лет с четырьмя маленькими детьми. Это был первый суровый удар, который нанесла ему жизнь.
Продолжая учиться в университете, он дважды перенес тяжелые операции легких. Но не сломился, сумел найти в себе силы успешно завершить обучение. Все тяготы своей жизни он переносил мужественно и стойко, как и подобает настоящим мужчинам. Мой друг Сарбас Ақтаев, редактор газеты «Халық кеңесі», часто рассказывал о нем, восхищаясь силой воли, крепким характером Мәди. Жизнь не раз наносила ему страшные удары.
Только должен был Сапар окончить институт, как внезапно скоропостижно скончался старший сын.
Затем неожиданно умирает младшая пятилетняя дочь Шынар. Человека, который испытал столько невосполнимых утрат, но и наперекор всему продолжающий сопротивляться, бороться, можно назвать Человеком с большой буквы. Всей душой Мәди болел за родной аул Кошкарбай, и немалая заслуга его в том, что организовав собственное малое предприятие он способствовал возрождению аула.
Считаю своим долгом познакомить читателей подробнее с писателем-земляком Мади Хасеновым. Родился он 1 декабря 1936 года в ауле Кошкарбай Зерендинского района. Закончил Кокчетавское педагогическое училище, факультет журналистики Казахского государственного университета. Трудовую деятельность начал учителем в Ульгулинской начальной школе. После окончания высшего учебного заведения, с 1961 года и до последних дней жизни работал в Акмолинской областной газете «Арқа ажары». Умело сочетая журналистскую деятельность и писательский труд. Мәди почти четверть века отдал неустанной работе в газете. Часто выезжал в командировки, готовил интервью, репортажи о тружениках области: чабанах, животноводах, полеводах, художниках, строителях. Позже многие из них стали прообразами литературных персонажей писателя.
Бесспорно, годы проведенные в родном ауле Кошкарбай, сыграли важную роль в становлении Мәди как литератора. Чудесная природа способствовала росту его мастерства, будила творческое воображение. Трудолюбивые, душевные люди этого края были описаны им в 50-е годы. В первых повестях, когда он был еще студентом.
Благодаря индивидуальным способностям, природной одаренности, писатель быстро стал завоевывать уважение и любовь широкого круга читателей. На страницах республиканских и областных газет и журналов все чаще стали появляться повести и очерки писателя, которые отличались глубоким содержанием, принципом достоверного изображения материала, основанного на реальных событиях, конкретных фактах.
Многолетний плодотворный труд и мастерство Мәди Хасенова были оценены по заслугам. Он награжден Почетной грамотой Верховного Совета Казахской ССР, ему присвоено звание заслуженного деятеля культуры Республики Казахстан, он являлся членом Союза писателей и Союза журналистов Казахстана.
Талантливый журналист, писатель, душевный, чуткий человек Мәди Хасенов скончался в 56 лет, оставив потомком вечно живое наследие.
Первый сборник М.Хасенова «Алғашқы ән» вышел в свет в 1969 году. Здесь ярко и образно описывается социальная жизнь, быт простых людей, надежды и повседневность, дружба между жителями.
В начале 1971 года выходит повесть «Тұлпардың дүбірі» («Топот скакуна»). Беззаботные детские годы – самое счастливое время в жизни писателя, самое светлое воспоминание. Видимо, это и послужило основой для появления новой книги.
Проблемы, затронутые в повести «Тұлпардың дүбірі», заставляют задуматься о нравственных ценностях; нормах, которым должен следовать человек. Автор призывает хранить народные традиции, уважать его культуру, осуждает людские пороки, нетерпимые в народном общежитии: лень, жадность, лицемерие.
Теме становления и духовного развития молодого поколения, которая сейчас приобретает особое звучание, посвящается повесть «Қайсар».
Действие развивается вокруг молодого человека по имени Қайсар, закончившего в городе институт. Он возвращается в аул образованным, культурным парнем, его специальность – зооветеринар. Вплотную Қайсар стал здесь заниматься и культурно-просветительной деятельностью, заразив своим новаторством, энтузиазмом.
После прочтения повести становится горько и обидно, что и сегодня культурно-массовая работа в аулах, селах оставляет желать лучшего. Таких людей, как Қайсар, открытых душой, веселых, искренне ратующих за культуру, молодых специалистов, которые включились бы в работу клубов, очень не хватает селу и по сегодняшний день.
Когда жизненный опыт и писательское мастерство Мәди Хасенова достигло своей определенной высоты, он приступил к более сложному литературному жанру – работе над романом. Появился роман «Нар тәуекел» («Риск»).
Основной герой романа – молодой специалист Мағжан, только что получивший назначение на должность директора совхоза. Его жизненная дорога трудна и интересна. Немалое место занимают в романе образы верных и преданных деятелей партии, помогающих Мағжану в трудных случаях жизни. А стиль руководства и методы работы главного зоотехника совхоза совершенно противоположны стилю работы главного героя. Тем самым сталкиваются жизненные позиции членов двух различных групп.
Талантливый писатель в конце 70-х – начале 80-х годов предложил на суд читателей 3 книги, составленные из документальных повестей и очерков. Это «Берлинді алған Батырлар» («Герои, взявшие Берлин»), «Тың тарландары», «Тартылыс тарландары», «Тартылыс күші» («Сила притяжения»). В них отражены героизм и патриотизм наших земляков.
В каждой из повестей содержатся филосовские размышления, приводятся интересные исторические документы. Известен читателям и второй роман М.Хасенова «Тайталас» («Поединок»). Это конфликт между капризной природой и человеком, любящими и ответственными за свое дело рабочими и имеющими власть, отдающими приказы руководителями. Повесть о влюбленных в свою профессию, родную землю настоящих тружениках, радеющих о завтрашнем дне земледельца.
Наследие М. Хасенова останется подрастающему поколению. Его имя никогда не забудется. Сохранится в наших сердцах светлый образ писателя земляка.
Олжабай Нургалиев