Знать языки — инвестировать в свое будущее
Принцип триязычия — один из основных «китов» государственной программы развития образования и науки РК на 2016-2019 годы. Разработанный документ — первый важный шаг в реализации Плана нации «100 конкретных шагов» Главы государства, который предусматривает меры по обновлению содержания образования, в том числе поэтапный переход на английский язык обучения в старшей школе и вузах. По мнению учителя химии профильной школы-гимназии №3 имени М. Габдуллина г. Кокшетау Ризы Габбасовой, новая модель полиязычия, по сути, уже реальность. Третий год педагог преподает свой предмет на английском языке и видит в этом лишь плюсы.
«Наша школа, как вы знаете, полиязычного направления. В области она стала одной из первых площадок раннего изучения английского языка и эффективно действует на протяжении нескольких лет. На уроках по-настоящему радуюсь за своих учеников, так как вижу, что задолго до выпускного класса они стремятся овладеть как можно большими знаниями, и знание языков для них — едва ли не самое главное. Не скрою, мне повезло с учениками, ведь они занимаются по программе преподавания на английском языке алгебры, информатики, химии, физики и биологии», — делится она.
Риза Габбасова окончила по своей специальности факультет естественных наук Кокшетауского государственного университета имени Ш. Уалиханова. После восьми лет работы в Кокшетауской средней школе № 18, решила продолжить обучение, поступив в полиязычную группу магистратуры этого же вуза. Признается, что учиться было нелегко.
«В школе и университете без труда изучала немецкий язык, хорошо знаю русский, казахский — родной. Английский в магистратуре стала осваивать с изучения необходимой терминологии, помогало то, что многие из них имеют изначально латинское название. После окончания пригласили на работу сюда, чему я безмерно рада. Поначалу над планом урока просиживала ночь напролет. И сейчас больше всего боюсь показаться неуверенной, ведь дети всегда это чувствуют. Они — главные судьи. А моя задача — не просто научить предмету, но и понимать его на одном из мировых языков. Горжусь, что среди моих учеников немало призеров международных, областных олимпиад. Порой удивляешься, насколько легко ученики «щелкают» задачи, без труда переводят термины. Я к тому же классный руководитель в 10-м классе, мы часто говорим с ребятами о выборе будущей профессии. Какую бы ни выбрали, тот богатый словарный запас английского, который они получают на уроках, пригодится в любом случае, учитывая современные требования на рынке труда.
Кстати, о конкурентоспособности и они, и их родители рассуждают очень здраво,- продолжает она. — Я понимаю, что в селе, скажем, из-за отсутствия квалифицированных кадров, менее подготовленных учащихся, полиязычие внедряется медленнее, но все же решительно входит в нашу жизнь. Мы это видим в начальных классах, куда дети приходят с азами языка из детского сада. Вижу это по собственным детям — четырехлетнему сыну и дочери-первокласснице. А что касается подготовки педагогов… Возможностей достаточно. Сегодня и в самих школах, как, например, в нашей, при вузах по инициативе руководства организуют курсы по изучению английского, которые ведут преподаватели-языковеды, специальные профильные курсы есть в «Өрлеу», не говоря о лингвистических образовательных центрах. Конечно, обучение предметам на английском языке — огромная ответственность. Кроме отличного знания предмета, учитель должен создавать на уроке соответствующую языковую среду, для этого у него должно быть больше времени для
саморазвития и меньше бумажной рутины. К слову, в помощь учителю приходят появившиеся учебно-методические комплексы. Автор одного из них — моя коллега, учитель английского языка Гаухар Шапенова.
В том, что язык — ключ к безграничным возможностям, она уверена на все сто процентов: «С изучением нового языка моя жизнь изменилась кардинально, повысилась самооценка, я стала более компетентна. В какой-то момент ясно поняла, что состояться в профессии можно только снова и снова постигая науку, которую, казалось, знаешь от «А» до «Я». Я и сейчас не перестаю заниматься английским, постепенно повышаю уровень на курсах. Моя мечта — получить сертификат IELTS. Кстати, среди слушателей курсов не только педагоги, но и, к примеру, врачи, предприниматели, которые хотят совершенствоваться. Ведь для некоторых участие в международных конференциях, практика за рубежом становятся иногда недосягаемыми из-за недостаточного знания языка. Надо, как бы странно ни прозвучало, брать пример со старшеклассников: большинство из них осознают необходимость знания английского языка в будущем, повышения качества своей жизни. У них есть внутренняя мотивация, их не надо убеждать в этом. Начинать всегда трудно».
Аэлита ТАЕВА.
Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.
Сохранить ребенка в душе
Что такое счастливое детство? Александр Грин сказал: «Детство живет в человеке до седых волос». Детство — это нежные мамины руки, крепкие объятия отца, сказки на ночь, а еще — друзья и яркие эмоции. У каждого ребенка детство должно быть счастливым временем радости, мира, игр, учебы и роста.
В детском саду жизнь не стоит на месте. Здесь все бурлит, кипит, вертится -если, конечно, приложить определенные усилия. Горящие глаза, удивленные и восхищенные возгласы, радостные улыбки, сосредоточенные взгляды. Это все мне и моим коллегам так нравится! Это и побуждает стараться, искать, придумывать…
Каждый год в детских садах отмечаются праздники осени. Вот и в нашем ясли-саду №21 «Акбота» недавно прошла неделя под названием «Осенняя пора».
В празднике осени кроется значительный смысл, как для самих детей, так и для родителей. Мамы и папы прекрасно понимают, что он направлен на решение многих педагогических задач. Тут тебе и развитие творческих способностей, и привитие ребенку любви и бережного отношения к природе, и обучение: запоминание признаков и примет осени. Дети с удовольствием погружаются в сказочный сценарий, изготавливая поделки, рисуя красивые пейзажи и натюрморты.
В этом году дети и родители подготовили выставку под названием «Осень -чудная пора». Работы получились самые разнообразные, ведь наши участники использовали всевозможные осенние дары: листья деревьев, овощи и фрукты, необычные палочки и веточки… Совместными усилиями воспитателей, родителей и детей в старшей группе №2 прошла выставка портретов «Я и осень» — разнообразных, исполненных в самых разных техниках, от рисования и аппликации до ручного труда.
А еще в каждой группе прошли интересные праздники. Воспитатели вместе с музыкальным руководителем празднично оформили зал, нарисовав кисточкой прекрасную девушку Осень с венком из кленовых листьев на голове, а весь украшенный зал стал похож на таинственный лесс капельками дождя и листопадом. Как же приятно было видеть на лицах наших детей счастливые улыбки и хорошее настроение!
Что же мы должны сделать, чтобы нашим любимым малышам и малышкам жилось счастливо? Ответ на этот вопрос прячется в закоулках нашей собственной памяти, в наших собственных счастливых воспоминаниях о детстве. В душе маленького человека каждое, даже самое незначительное проявление любви вызывает необычайно яркие эмоции. Но проявить любовь к ребенку — вовсе не означает предоставить ему все самое лучшее. Любить — это значит принимать маленького человека таким, какой он есть.
Ребенок учится, познает мир, и не нужно ему в этом мешать. Пусть идет босиком по цветущему лугу, шлепает в сапогах по луже, играет в снежки. Кстати, в общении со сверстниками ребенок не должен испытывать недостатка. В гордом одиночестве он не будет чувствовать себя счастливым, ему обязательно нужно поделиться впечатлениями о новой компьютерной игре, похвастаться новой игрушкой и попросту поиграть в мяч. Поэтому очень важно проследить за тем, чтобы малыш вовремя стал частью социума.
Подарить малышам счастливое детство — это задача не только для каждого родителя или воспитателя в отдельности. Глава государства Нурсултан Назарбаев сейчас ставит ее перед всей страной, ведь сегодняшние дошколята — это будущее Казахстана. Активное участие в жизни маленьких граждан страны принимает и партия «Нұр Отан», членами которой являются практически все воспитатели нашего сада. Реализуя социально ориентированные проекты, в числе которых, к примеру, «Счастливое детство», партия помогает детям-сиротам, выступает за сохранение национальных ценностей, за незыблемое единство народа Казахстана, в котором каждый ребенок одинаково ценен как личность.
«Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми!» -писал Оскар Уайльд. И проработав воспитателем детского сада 36 лет, я тысячу раз убедилась, как важно и для родителей, и для педагогов не заглушать ребенка в себе и дать им возможность побыть детьми — непосредственными и добрыми, веселыми и немножко непослушными, трогательно наивными и удивительно мудрыми, обычными детьми.
Эльвира БОЖКО,
воспитатель ясли-сада №21 «Акбота».
г. Кокшетау.
Все начинается в центрах карьеры
Делегация КГУ им. Ш. Уалиханова приняла участие в международной конференции «Построение моста между университетами и рынком труда для усовершенствования трудоустройства выпускников» в рамках проекта TEMPUS-2013 UNIWORK. Форум прошел в г. Бишкеке (Кыргызстан).
Проект TEMPUS UNIWORK «Укрепление центров карьеры в вузах Центральной Азии в целях создания качественных рабочих мест», финансируемый Европейской комиссией, нацелен на эффективное содействие в трудоустройстве выпускников, повышение культуры предпринимательства среди студентов в соответствии с Болонскими принципами и приоритетами программы TEMPUS. Как следствие, считают учредители проекта, — устойчивое социально-экономическое развитие стран Центральной Азии путем повышения потенциала вузов.
Цель конференции — представить академической общественности, бизнес-сообществам и государственным органам главные результаты деятельности проекта, поделиться опытом в создании и развитии инструментов, способствующих молодежному трудоустройству посредством развития центров карьеры в вузах.
В работе конференции приняли участие представители министерств образования, труда, торгово-промышленных палат и карьерных центров вузов Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана, Казахстана, Туркменистана, Испании, Австрии и Великобритании, а также местные и региональные представители государственных и частных организаций.
В дискуссиях на презентациях докладчиков и заседаниях круглых столов участники обсудили роль высших учебных заведений в целом и центров карьеры в частности, улучшение возможностей трудоустройства выпускников. Было подчеркнуто, что вузы должны выступать в качестве моста для основных действующих лиц на рынке труда. Во время Международной конференции представителями вузов-партнеров были представлены основные достижения и результаты проекта TEMPUS-2013 UNIWORK. Руководитель центра карьеры КГУ им.
Ш. Уалиханова Ольга Шорникова презентовала два доклада: «Центр карьеры — дорога в будущее» и «Влияние проекта TEMPUS-2013 UNIWORK на формирование и развитие национальной сети центров карьеры в Республике Казахстан». В КГУ им. Ш. Уалиханова, как и в любом вузе, был создан и всегда работал отдел практики и трудоустройства студентов. В 2015 году отдел был преобразован в центр карьеры университета, добавились дополнительные функции, которых раньше не было. Одна из главных целей центра — развитие лидерских качеств студентов.
По итогам обсуждений участники конференции подчеркнули важность совместной работы центров карьеры вузов партнерских стран. С целью усиления их взаимодействия было подписано соглашение о намерениях по сотрудничеству и взаимодействию центров карьеры Центрально-Азиатского региона.
Рахим БЕКОВ,
по материалам пресс-центра КГУ им. Ш. Уалиханова.
Проекты от юных исследователей
Заниматься наукой не в шутку, а всерьез, несмотря на юный возраст, -любимое дело многих воспитанников детского дома №2 г. Есиль. Конечно, их изыскания пока не могут претендовать на соискание Нобелевской премии, но многие из научных проектов, созданных маленькими исследователями, заслуживают и внимания, и поощрения.
Научное общество «Эврика» работает в Есильском детском доме уже много лет. Занятия здесь постоянно посещают около 20 талантливых, увлеченных поиском новых открытий ребят. Многие из них вместе с руководителями на написание одного научного проекта затрачивают целый год, а то и несколько лет, собирая данные, анализируя факты и проводя эксперименты. И многие из них добиваются серьезных результатов. Только за последний месяц ребята приняли участие в нескольких научно-практических конференциях. В конце октября Наталья Шараева, Николай Щербаков и Настя Морева представили детский дом на республиканской конференции в г. Актау, организованной общественным фондом «Малая академия наук педагогики и информационных технологий». Наташа в своем проекте под названием «Число 7 или 13?» доказала, что в мире нет места числовым суевериям, а надеяться нужно только на себя. Николай, как признанный исполнитель брейк-данса, свой проект посвятил теме танца, подняв актуальную проблему сохранения здоровья школьников и доказав важность танца как двигательной активности для здоровья школьников. А Настя задалась вопросом «Как жить «леворуким» в «праворуком» мире?» Сама она, кстати, — левша, отлично учится, занимается танцами и спортом, и в научной работе приходит к выводу, что лево-рукость не может быть препятствием для достижения жизненных целей. Все три проекта в Актау заняли первые места в своих секциях.
Этой осенью ребята также поучаствовали в областном этапе конкурса научных проектов, организованном облуправлением образования. И здесь есильские школьники показали класс: Владимир Полищук и Татьяна Смирнова завоевали третьи места, проекты Натальи Шараевой и Валентины Моорг были отмечены грамотами, Валентина Ежова получила сертификат участницы конкурса.
А на днях школьники из Есильского детского дома побывали на столичной научно-практической конференции «ЭКСПО» глазами юных исследователей», организованной в том числе общественным фондом «Международная академия наук экологии, инженерии и педагогики» из г. Актобе. Для ребят эта поездка стала возможной благодаря помощи руководителя общественного фонда «Дар» г. Астаны Татьяны Кусаиновой. Она организовала для школьников проживание в комфортабельной гостинице, посещение кинотеатра и аттракционов.
Впрочем, ребята привезли из столицы не только яркие впечатления от отдыха, но и призовые места. Виталий Тарасов завоевал первое место, исследуя взаимосвязь между папиллярными узорами на пальцах рук и особенностями характера и способностями человека. Игорь Гах за проект о домашних любимцах получил второе место и часы в подарок от генерального директора ОФ «МАНЭИиП» Талгата Туремуратова, заинтересовавшегося этой работой. Настя Морева завоевала второе место, Любовь Носатенко, исследовавшая в проекте садовые цветы, — третье. Анжелика Ню в своем проекте выдвинула гипотезу о том, что если человек будет знать, сколько труда затрачено на выращивание и изготовление хлеба, то относиться к этому продукту станет бережнее. Она получила сертификат участницы конференции. А в завершение строгое жюри отобрало претендентов на участие в международной научно-практической конференции в Варшаве: в их число вошли Николай Щербаков и Виталий Тарасов.
Работа в научном обществе «Эврика» для воспитанников детского дома имеет огромное значение. Здесь они учатся мыслить, как настоящие ученые, исследовать и обращать собственное любопытство в деятельность, полезную для всего человечества.
Хочется отметить, что генеральный директор общественного фонда «МАНЭИиП» Талгат Туремуратов взял на себя часть расходов по поездке в Польшу. Однако для того, чтобы перспективные юные исследователи посетили Варшаву, необходимы еще средства. Для всех желающих поддержать юные таланты и оказать спонсорскую помощь открыт счет:
КГУ «Детский дом №2 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, город Есиль» управления образования Акмолинской области
БИК KKMFKZ2A
БИН/ИИН 600740000012
РГУ «Комитет казначейства Министерства финансов РК»
Кбе12
Спонсорский счет Kz520704022610253001
Миркен АЛИБЕКОВА,
заместитель директора
детского дома №2.
г. Есиль.
Дворовые клубы должны работать
Один из самых больных вопросов для родителей: чем занять свободное время ребенка? Так, чтобы время это он проводил с пользой.
Идеальным вариантом организации детского досуга может стать бесплатный детский клуб «Кайнар». Первые дворовые клубы отлично работали в советские времена, и вот теперь этот опыт возрождается. Правда, в Кокшетау их всего пять. Дворовые клубы — это, безусловно, прекрасная идея для досуга детей, где с пользой можно проводить время, где дети обучаются и общаются друг с другом, а не болтаются по улицам и подъездам, предоставленные сами себе. Сложность в том, чтобы заинтересовать детей заниматься там. Понятно, что огромная ответственность в этом деле возлагается на родителей — именно они должны мотивировать свое чадо, возможно, даже проявить настойчивость. А потом — дело педагогов, которые должны предложить детям увлекательные занятия и удержать их интерес.
Современные дети совсем не такие, как тридцать лет назад. У них другие интересы, иное мышление и поведение. В век интернета очень важно, чтобы они могли контактировать друг с другом посредством живого общения. В Китае, например, современных детей называют «поколением опущенных голов». Ребята погружены в телефоны, планшеты и ноутбуки, часами проводят свободное время в социальных сетях.
В небольшом помещении нашего досугового центра «Кайнар» одни ребята учатся вокальному пению и бисероплетению, другие изучают английский и математику. Дети студии «Стиль» осваивают различные виды декоративно-прикладного искусства: квиллинг, вышивка, свит-дизайн, пластилинография, а также создают костюмы из нетрадиционных материалов. Здесь они учатся строить отношения со сверстниками, знакомятся с детьми из близлежащих дворов и налаживают контакты. Наши кружки посещают ребята и из других микрорайонов города.
В течение года все учащиеся принимают активное участие в конкурсах и выставках городского, республиканского и даже международного уровня. Радует тот факт, что с каждым годом все больше представителей дворовых клубов достигают успехов. Например, воспитанники студии «Стиль» приняли активное участие в республиканском дистанционном интернет-конкурсе «Волшебная лепка», который проводился с 1 августа по 28 октября 2016 года. В номинации «Аппликация из пластилина» во второй возрастной категории (от 7 до 10 лет) призовые места заняли наши девочки: Гран-при — Арина Пяскорская (ЭШГ«Экос» №13), 1 место — Виктория Харченко (СШ №11), 2 место — Стефания Зозуля (ЭШГ «Экое» №13). Мы воспитываем разностороннюю личность, поэтому каждое занятие — это не только развитие определенного умения или навыка. Каждое занятие предполагает комплексное обучение, в которое входит не только урок соответствующей направленности, но и развитие речи, понятие о правилах поведения и познание себя и мира. Для нас важно, чтобы ребенок научился применять свои знания в жизни.
Когда видишь огонь в глазах ребят, их желание осваивать новые навыки, стараешься вложить в ребят всю душу и весь свой опыт. Но стоит отметить и тот факт, что многие жители попросту не знают о существовании таких центров в городе. Иначе бы детей в них было намного больше. Двери клубов открыты для всех желающих хорошо провести свободное время, поиграть в игры, сходить на экскурсию и позаниматься любимым делом.
Наталья САДРЕТДИНОВА,
руководитель студии «Стиль» ЦВР «Аулет».
КОРОТКОЙ СТРОКОЙ
***
В г. Ал маты проведен республиканский семинар «Методическая служба в условиях обновления содержания образования: проблемы и перспективы». Делегацию Акмолинской области представляли сотрудники областного учебно-методического кабинета.
В рамках мероприятия было организовано обсуждение актуальных вопросов по теме семинара с определением лучших в трех номинациях. Первое место в номинации «Лучший методический кабинет» присуждено КГУ «Учебно-методический кабинет» облуправления образования. А методист этого учреждения Сауле Алиева стала третьей в номинации «Деловой методист».
***
Около 90 учителей из 27 школ области, реализующие элементы триязычного образования в этом учебном году, стали участниками семинара, подготовленного учебно-методическим кабинетом облуправления образования.
Педагоги продемонстрировали мас-
тер-классы, обменивались опытом, слушали специальные лекции. Для успешного внедрения полиязычного образования было решено использовать опыт областной специализированной школы-интерната для одаренных детей №1.
***
Трудоустройство воспитанников -одна из важнейших задач областного Дома юношества «Жастар», расположенного в г. Степногорске. Для ее решения здесь налажено социальное партнерство с организациями и предприятиями города.
Недавно в актовом зале Дома юношества прошла встреча воспитанников с начальником отдела управления персоналом АО «ЕПК Степно-горск» Анной Кисловой, в ходе которой прозвучали конкретные предложения по трудоустройству и вакансиям подшипникового завода. Гостье было задано много вопросов, касающихся условий работы на предприятии. Анна Владимировна пригласила всех желающих на ознакомительную экскурсию. Молодые люди побывали в производственных цехах, оснащен-
ных новейшей техникой с программным обеспечением.
В планах педколлектива Дома юношества — организация подобных встреч и экскурсий на других производствах Степногорска.
***
В Амангельдинской основной школе Аккольского района прошли Бектуров-ские чтения, в которых приняли участие также ребята еще из восьми школ района. Конкурсанты соревновались в умении на государственном языке выразительно читать наизусть произведения своего знаменитого земляка Жайыка Бектурова и даже показывать инсценировки.
Гран-при конкурса завоевал ученик Аккольской СШ №3 Дидар Берденов. Особое восхищение собравшихся вызвала призер конкурса (второе место) Айша Назымбек, первоклассница Амангельдинской ОШ. Она поразила всех глубиной мысли, заложенной в стихотворении собственного сочинения «Туған жер-ге», хорошо справилась с другими заданиями конкурса.
ОлжасУТЕШЕВ.