Рампа
Нынешний 40-й юбилейный сезон областной русский театр драмы открыл серией премьер. Одна из новых работ, пополнивших его копилку — спектакль «Незамужняя женщина» по мотивам пьесы Л. Корсунского «Подруга жизни». Постановка — работа актера, давно и успешно пробующего себя в ипостаси режиссера, ведомого огромным желанием высказаться, заслуженного деятеля культуры РК Василия Гречанникова. Свой вклад внесли художник-постановщик Жарысхан Исин, балетмейстер Елена Ранн.
Режиссер-постановщик свою сценическую версию определил как комедийная мелодрама. Хотя от мелодрамы к концу этой житейской истории не остается ничего. А действо разворачивается так: размеренно-устоявшийся быт двух одиноких современных женщин, в котором мужчинам не было места, «трещит» из-за них же по всем швам. Конечно, каждая незамужняя женщина мечтает о чем-то невероятном, о том, что наступит конец опостылевшему одиночеству и тогда… Таким мечтам предается Ирина (Оксана Науменко), 40-летняя дама, эдакий «синий чулок», душа которой жаждет любви. Она, не питая особых чувств, принимает робкие ухаживания своего начальника, «маменькиного сынка» Феликса (Владимир Овчинников). Только жених, захаживая в дом достаточно долго, три года, на предложение руки и сердца так и не может сподобиться.
У мамы Ирины — Надежды Андреевны (Елена Лукьянова) — энергичной не по годам женщины, свой взгляд на события и масса претензий к потенциальному зятю. «Муж — это нагрузка к ребенку, а твой Феликс — это огромная нагрузка», — говорит она несогласной с ней дочери. Так и не сумев найти с ней точек соприкосновения, мать решается на поступок отчаянный — выйти замуж, чтобы тем самым отбить у «женишка», успевшего положить глаз на их жилплощадь, желание ходить к ее дочери. Сказано — сделано. И в качестве жениха в доме появляется местный пьянчужка Комаров (Василий Гречанников).
Пьеса, завершившаяся к тому же хэппи-эндом, получилась отличная: глубокая по содержанию, вместе с тем легкая, ироничная, без каких-либо сложных мизансцен, с вкраплениями тонкого юмора, то и дело вызывавшего взрыв смеха в зале. Лаконичная, но выразительная декорация стала весомым инструментом в руках актеров. А их колоритная игра захватила сразу. Все сыгранные ситуации, завязанные на вечных противоречиях- мужчин и женщин, отцов и детей, порой смешные, порой грустные, выглядели в актерской интерпретации очень узнаваемыми, из самой жизни, поэтому с начала и до самого конца постановки цепко «держали» зрительский интерес.
Словом, объективно актерский квартет был превосходен. Роль 40-летней дочери Ирины поручили Оксане Науменко, которая, бесспорно, подходит для нее идеально. Ее жениха, инфантильного интеллигента, старательно сыграл Владимир Овчинников, вложив в нее (роль) максимум усилий. Но до полной завершенности образа мне лично не хватило достоверности, прочувствованности.
А вторая пара из этой семейной мелодрамы — мама Надежда Андреевна, представленная Еленой Лукьяновой и местный алкоголик, которого просто замечательно сыграл Василий Гречанников, была по-актерски великолепна. Что ж, это понятно. Сказались опыт, мастерство, умение в любой мизансцене призвать на помощь собственный эмоциональный опыт, заставить его служить. Играли они легко, просто и ясно. Именно такая подача волнует, заставляет зрителя верить, сопереживать. Казалось, не пользуясь ни одним из актерских средств, говоря своими обычными голосами, лишь меняя интонации, они сумели донести до зала самые тонкие движения человеческой души, те, что в жизни не всегда заметны. Все это, органически входя в ткань спектакля, преподносилось в ярких, красочных тонах с особой энергетикой, которую актеры генерировали в зал.
Но особые наши аплодисменты режиссеру Василию Гречанникову за саму постановку, правдивую, рассказывающую о нашей жизни, заставляющую задуматься. Но как все это было преподнесено — легко, располагая сердце зрителя брызжущей веселостью, остроумием, непосредственностью. Наши аплодисменты актеру и за талантливо исполненную роль добродушного алкоголика Комарова. В том, как трактовал этот образ Гречанников, вызывало смех все: каждый жест, движение, реплика.
Во второй части пьесы мы видим, что ее персонажи и внутренне, и внешне преображаются. Особенно разительна перемена, произошедшая с теперь уже, пожалуй, бывшим алкоголиком Комаровым. Изгнанный женой, он приходит с цветами к Надюхе… Наконец-то делает предложение ее дочери Ирине и Феликс.
По окончании спектакля очень хотелось расспросить мнение горожан. Но, услышав реплики спускающихся в гардероб зрителей: «Как здорово!», «Мне понравилось!, «Хорошо сыграли!», стало понятно, что новая театральная работа удалась, пришлась им по вкусу. Все вопросы отпали сами собой.
Раушан УТЕУЛИНА.
Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.