Аграрии о том, ЧТО надо менять

Обсуждаем Земельный Кодекс

Обсуждение поправок в действующий Земельный кодекс РК после объявленного Президентом страны моратория на их введение перешло в деловое конструктивное русло. Созданная рабочая группа изучает общественное мнение, учитывает все вносимые казахстанцами предложения.

097-3-3

Мы решили выяснить, что думают по этому важнейшему для будущего страны вопросу наши земляки — есильцы. С людьми разговаривали обстоятельно. Думается, что их мнение совпадает с точкой зрения многих акмолинцев, на земле живущих и работающих.

Информация к размышлению

Для начала давайте познакомимся с общей картиной количества и состояния земель сельхозназначения в этом районе. Территория Есильского района составляет 796 685 га. Земли сельскохозяйственного назначения — 712 299 га. В том числе, пашни — 556 400 га, сенокосы -1077 га, пастбища — 154 309 га, многолетние насаждения — 505 га.

На большей части сельскохозяйственных земель (542 485 га) работают 36 ТОО. В ведении 155-ти крестьянских хозяйств -168 427 га сельхозугодий, двух государственных землепользователей — 960 га.

Как видим, слова, начертанные на элеваторе у въезда в город, — «Есиль — ворота целины», — по-прежнему верно определяют основную сферу деятельности жителей района: они растят зерно, овощи, занимаются животноводством.

Проведенная в 2012 году детальная инвентаризация сельскохозяйственных угодий выявила 95,8 тыс. га неиспользуемых и нерационально используемых земель (в т.ч. пашни — 22,5 тыс. га, пастбища — 73,3 тыс. га). Практически все они предусмотренным законом способом возвращены в государственную собственность.

Надо отметить, что теперь в этом заинтересованы и сами землевладельцы, которые в силу различных причин не могут сажать, сеять, пахать эффективно. С первого января 2015 года базовые ставки земельного налога на неиспользуемые земли сельскохозяйственного назначения увеличились в десять раз. При этом земля в районе пользуется большим спросом. За 2012-2015 годы в результате 23-х конкурсов в сельскохозяйственный оборот вовлечено 72 земельных участка площадью 41,8 тыс. га. Восемь жителей открыли крестьянские хозяйства. На днях станут известны результаты еще одного конкурса, так что еще 6 тыс. га земель пустующими быть перестанут.

Актуальна для есильцев проблема, о которой идет речь буквально на каждом заседании рабочей группы и на встрече ее членов с жителями всех регионов страны, — пастбищных угодий не хватает. 39 484 головы — такова численность скота в сельских подворьях района. Согласно существующим нормативам, для их выпаса необходимо 77 653 га пастбищ, за населенными пунктами закреплены 31286 га.

— Решить этот вопрос в рамках действующего законодательства самостоятельно мы не можем, — говорит руководитель районного отдела земельных отношений Асылхан Жунусов. — Ждем изменений в нормативной базе.

Конечно, волевым путем изымать земли вокруг поселков, пару десятилетий назад отданные в аренду на 49 лет, нельзя, но приемлемые, компромиссные находить приходится уже сегодня. Возможность держать личное подсобное хозяйство — одна из важных причин, удерживающая людей от переезда в мегаполисы, областные центры. Асылхан Темиртасович считает, что частично проблему можно было бы решить, предлагая арендаторам взамен участков, расположенных вблизи населенных пунктов, равноценные подальше от села. Но это возможно только при наличии свободных, освобождаемых или изымаемых на законном основании земельных наделов.

А вот на вопрос о том, повышается или снижается плодородие пахотных земель, содержание гумуса в них, определенного, подтвержденного фактами ответа ни он, ни руководители хозяйств, с которыми мы разговаривали, дать не могли. По очень простой причине: не с чем сравнивать. Регулярные исследования не проводились, а с результатами эпизодических замеров делавшие их специалисты (в последний раз это были сотрудники республиканского научно-методического центра агрохимической службы МСХ РК) арендаторов не ознакамливали. Все руководители хозяйств говорят о том, что прежде чем санкционировать немалые штрафы за снижение плодородия земель, следует наладить регулярный мониторинг состояния почвы, применять четкие и понятные критерии.

Асылхан Жунусов ознакомил нас с результатами опроса руководителей хозяйств, который был проведен в самую острую фазу обсуждения предлагаемых изначально поправок. Судя по ним, есильцы к возможности выкупа арендуемой ими земли отнеслись достаточно спокойно. По словам Асылхана Темиртасовича, двое из них сразу же обратились с заявками, теперь ждут завершения срока моратория. Руководители мелких хозяйств сказали, что могут выкупить земли в частную собственность по льготной цене (50% кадастровой стоимости) полностью и сразу, средних хозяйств — в рассрочку, сроком от года до пяти лет, а крупных — в рассрочку, сроком на десять лет. Но, видимо, в момент опроса большинство эту возможность расценивали как достаточно абстрактную, потому что в непосредственном разговоре звучало: «В принципе, выкупить можно. Но смысла в этом не видим, аренда сроком на 49 лет — оптимальный вариант. За этот период земля сторицей вернет все вложенные в нее средства и силы».

«Не надо экспериментов»

Один из сторонников этой точки зрения -управляющий директор ТОО «Агро — Олдиви» Рамзан Салтаев. Возможное повышение стоимости арендной платы его не страшит: «Лишь бы все было в разумных пределах, прогнозируемо. Условия аренды не должны изменяться резко. Экспериментировать не надо, придумывать ничего не надо, надо делать то, что нужно земле. Главное, чтобы в стране было спокойно, чтобы и собственник, и арендатор в равной мере законодательно были защищены от каких-либо катаклизмов».

Строитель по образованию, 20 лет назад Рамзан Саидович и предположить не мог, что будет не просто жить и работать на земле, а понимать и чувствовать ее, как агроном по призванию.

— Без агрономии — никак. У меня сейчас коллектив такой, что каждый механизатор знает, какая глубина вспашки нужна на каждом поле. Он с улыбкой цитирует слова одного механизатора, который в молодости побывал в «местах не столь отдаленных»: «Земля не фраер, ее не обманешь».

Рамзан Саидович на практике убедился в том, что даже в нашей зоне рискованного земледелия зерноводство рентабельно, прибыльно. Но только при систематическом соблюдении всех требований агрономии: «Мы в землю столько вложили, чтобы добиться нынешних урожаев, и будем это делать дальше. На удобрениях и агрономических мероприятиях экономить нельзя. Себе дороже. Сегодня мне уже не страшен любой засушливый год, есть «подушка безопасности». Знаю, что 20-25% паров в любом случае что-то дадут».

На вопрос о том, как быть начинающим сельхозтоваропроизводителям, не имеющим достаточного начального капитала, ответил: «Начинающим сложно. Даже притом, что государство субсидирует 50%, стоимость удобрений такова, что без достаточно больших денег приобрести их в нужном количестве трудно. А нет удобрений -нет урожая. Так что, надо будет «затянуть пояса», влезть в долги, взять кредиты и работать. Причем надо быть готовым к тому, что быстрой отдачи может и не быть. В засушливый период даже внесенные удобрения могут рассосаться, начать действовать через год-два».

Думается, это уже косвенно подтверждает, что на свободные земли должен прийти достаточно состоятельный инвестор. Каков сегодня его портрет? Тема отдельного разговора.

По поводу того целесообразно ли ограничивать размер арендуемой земли, Рамзан Салтаев считает: «Все должно быть соразмерно возможностям. Мелким хозяйствам бывает сложно: средств, техники не хватает. Но есть и крупные холдинги, для которых бросить участок земли где-то на склонах ничего не стоит. В лучшем случае распашут по весне для вида. Мне достаточно того, что есть, действую по принципу «лучше меньше, да лучше».

«Работать так, как надо земле»

— 49 лет аренды с правом пролонгации — вариант оптимальный. На мой век хватит, сын успеет поработать, а внуки пусть решают сами, — так отвечает на вопрос о том, хочет ли выкупить арендуемую землю глава крестьянского хозяйства «Мария» Геннадий Андриенко. — Знаю, что желающие выкупить есть, особенно на юге. Это их дело, а мне сейчас новый трактор нужнее.

Арендует он 1000 га, на 20 из них выращивает овощи.

— Зерновое поле небольшое есть, но огород надежнее, меньше от погоды зависишь, не экономь на семенах, ухаживай по правилам — урожай получишь. Вторую теплицу строим. Свиноводством занимаюсь. Так что некондиционные овощи есть кому скармливать. Производство у меня безотходное, — рассказывает он о своем хозяйстве. — На что я буду солярку в сезон покупать? А так — овощи, поросят продам — живые деньги.

Разговор с ним и акимом села Аксай Светланой Андриенко породил еще одно предположение по поводу того, почему главы крестьянских хозяйств не торопятся приобретать арендуемую землю в собственность, хотя по действующему Земельному кодексу имеют эту возможность уже 13 лет. Большинство хозяйств — многопрофильны, им легко переориентироваться с одного вида бизнеса на другой.

По поводу того, что собственник относится к земле рачительнее арендатора, Светлана Андреевна категорична: «Утверждаю как агроном и как жена руководителя хозяйства: так рассуждать может только тот человек, который с землей не связан. Если я сегодня не искореню сорняки, сегодня не внесу навоз, минеральные удобрения, то уже на будущий год урожая у меня не будет».

Огород Геннадия Александровича — тому подтверждение. Вокруг полей с помидорами, картофелем возвышаются горы перегноя, с этой земли камни уже много лет вывозят КамАЗами, но до сей поры их столько, что, по его словам, «лапа культиватора за год стирается. Будем работать дальше и работать так, как надо земле. А значит, и нам».

Выводы

Мы попытались обобщить мнения наших есильских собеседников. Они таковы. Предварительное решение рабочей комиссии о том, что нужно продолжать предоставлять гражданам Казахстана землю в аренду до 49 лет и разрешить ее продлевать, полностью отвечает их намерениям и пожеланиям. При этом желающие приобрести ее в собственность должны иметь возможность это делать. Но на строго добровольной основе.

Нельзя с одной меркой подходить к правовому режиму земель, находящихся в различных регионах нашей большой страны.

Вопрос с пастбищами тоже надо решать без «кавалерийских наскоков». И еще: необходимо срочно наладить работу служб, способных вести качественный мониторинг фактического состояния и эксплуатации земель.

Нина МИТЧИНОВА.

Есильский район.

Фото Ермурата ДОСУМОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также