Дело ваше — извлечь урок

Трудовые отношения

Уважаемые читатели! Сегодня «АП» открывает новую рубрику, посвященную вопросам трудовых отношений между работниками и работодателями. Толкование и применение на практике Трудового кодекса Республики Казахстан, вступившего в действие с первого января 2016 года, пока вызывает достаточно много споров, есть случаи нарушения трудового законодательства в различных организациях и предприятиях области.

Публикуемые в газете юридические консультации, как правило, задерживаются в памяти небольшого процента читателей. Хорошо, если он собирает вырезки, и при необходимости заглядывает в них. А ведь, по мнению специалистов, именно юридическая безграмотность приводит к трудовым спорам, в которых работник частенько остается проигравшей стороной.

Поэтому в рубрике «Трудовые отношения» мы решили рассказывать конкретные истории, которыми занимались или продолжают заниматься в облуправлении по инспекции труда, судебных и прокурорских органах, территориальном объединении профсоюзов. Лучше ведь учиться на чужих ошибках.

Итак, мы побывали в общественной приемной профсоюзного центра Акмолинской области, которая работает уже более полутора лет. Ее хозяйка, заместитель председателя теробъединения профсоюзов Ляззат Есжанова рассказала, что за это время сюда за помощью или консультацией лично либо по телефону обратились более пятисот акмолинцев, из них около восьмидесяти процентов — по трудовым отношениям. При мне сюда пришли две скромные и совсем молоденькие девушки. И вот вам первая и самая свежая история. Правда, сразу оговоримся, большинство участников описываемых нами конфликтов, по вполне понятным причинам, просят не называть их настоящих данных. И мы уважаем и понимаем их желание. Но истории реальные, и их участники себя в них, скорее всего, узнают, а остальным главное — извлечь урок.

Обычный обман

Две растерянные сельские красавицы рассказали о том, что в Кокшетау они снимают квартиру, а на работу устроились в диспетчерскую службу одной из фирм, оказывающих услуги такси. За смену в 12 часов пообещали 1,5 тыс. тенге и первые 10 дней расплачивались регулярно. Потом сказали, что оплатят сразу все за 30 дней, и девчата старательно, по очереди, принимали звонки и отправляли заказы пассажиров водителям.

Но по истечении тридцати дней телефоны работодателей перестали отвечать, а девушки, работающие дома, только и знали имена да номера соток двух парней. Получается, что они совершили одну из главных ошибок — не заключили с работодателем трудовой договор, в котором и были бы указаны его реквизиты и обязательства перед работником (ст. 21,24,28 Трудового кодекса РК). Девушки говорят, что краем уха слышали, что вместо них уже работают другие доверчивые девушки, которых тоже, наверное, обманут. Как выразилась одна из них: «Эти объявления и приглашения на «легкую работу на дому» без заключения трудовых договоров — обычный обман, или, как говорят сейчас, «кидалово». Но мы теперь ученые и постараемся больше на такую удочку не попадаться».

Сам себе хозяин

Большой опыт, технические навыки и золотые руки кокшетауца Т. сделали его весьма уважаемым и необходимым специалистом ремонтной службы железной дороги. Иногда выточить необходимую деталь его просили и депо других городов. Но с некоторых пор этот узкий специалист «ушел в свободное плавание». Он стал жить от заказа до заказа, выполняя очередную деталь за очень приличную плату, которую сам и устанавливал. Трудового договора не заключал (хотя, признался, предлагали): так ни подоходного налога, ни пенсионных отчислений платить не надо, и всегда сам себе хозяин.

Но при изготовлении очередного заказа в цехе предприятия случилось несчастье: Т. лишился пальцев правой руки. Поскольку трудового договора не было, никто не признался, что это — производственная травма. И в отличие от штатного работника, он во время длительного лечения не получал пособие в размере среднемесячной зарплаты, работодатель не стал устраивать его на легкий труд после выздоровления. Сегодня Т. — просто инвалид второй группы…

Нарушать так нарушать!

На днях находящаяся в очередном трудовом отпуске лаборант кабинета химии Н. одной из учебных организаций областного центра получила уведомление о намерении работодателя расторгнуть с ней трудовой договор со ссылкой на профессиональное несоответствие. При этом Н. работает в организации в этой должности четыре года и только нынешней весной была переизбрана в профсоюзный комитет.

Комментируя данную ситуацию, Ляззат Есжанова подчеркнула, что работодатель не стал соблюдать сразу несколько статей Трудового кодекса (нарушать так нарушать!). Во-первых, расторжение трудового договора по инициативе работодателя с работником, находящимся в командировке, на больничном, в отпуске, является незаконным. Во-вторых, данный работник четыре года занимал данную должность и никаких официальных взысканий за выполнение своих обязанностей не имел. Поэтому для увольнения по вышеназванной причине требуется решение аттестационной комиссии о профнесоответствии Н. занимаемой должности. В-третьих, работник, занимающийся в коллективе профсоюзной деятельностью, еще в течение последующих после переизбрания двух лет может быть уволен по инициативе работодателя лишь после согласия вышестоящей профсоюзной организации. Словом, эта история еще продолжается…

Производственная необходимость требует

На улице лето — традиционное время текущих, а то и капитальных ремонтов школ, детских садов, больниц и т. п. Но отпуска у некоторых сотрудников персонала заканчиваются до его завершения. И тут с вопросами, что делать с этими работниками, в общественную приемную обращаются работодатели.

— Воспользоваться статьей 41-й Трудового кодекса, — объясняет Ляззат Айдархановна, — «Временный перевод на другую работу в случае производственной необходимости». Главные условия — перевод на срок не более трех месяцев в течение календарного года (даже без согласия работника) на другую работу, не противопоказанную ему по состоянию здоровья с оплатой труда не ниже средней зарплаты по прежней работе.

Так что оформленные правильным приказом побелка, покраска, мытье полов производственных зданий воспитателями и учителями, например, будет вполне законной. А если здоровье не позволяет, придется отправиться в вынужденный отпуск.

Своим спасением назвал применение этой статьи на практике главный врач одной из центральных районных больниц области. В стационаре у него не хватает терапевтов, а специалисты из поликлиники переходить туда не хотят (зарплата здесь ниже). Теперь он может переводить их на три месяца в году с сохранением среднемесячной зарплаты в поликлинике. И, пока приедут новые специалисты, вопрос будет решать таким способом.

Ведущая рубрики Валентина ТЕПЛЯКОВА.

P. S. Предлагаем читателям газеты и нашего сайта присылать нам свои поучительные истории, а также требующие ответа вопросы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также