Форум
Преобразования, которые в ближайшем будущем коснутся современной школы, обсуждались на форуме, организованном облуправлением образования. Забегая вперед, скажем, что его участников — прежде всего, представителей родительских комитетов, педагогов школ районов и городов региона — в основном волновали вопросы внедрения трехъязычия, введения пятидневной учебной недели, школьной формы.
Открывая форум, руководитель ведомства Балым Избасарова пояснила цель встречи с родительской общественностью — разъяснение новых стандартов среднего образования. По ее мнению, на нынешнем, по сути, начальном этапе модернизации в образовательной сфере, особенно важны взаимосвязь, сотрудничество школы и семьи.
Как выяснилось, приехавшие родители хорошо знают о новых задачах школьной программы-накануне конца учебного года во всех школах прошли собрания на эту тему. Здесь, на форуме, участникам дали возможность услышать о них из первых уст, продемонстрировав видеозапись встречи министра МОН РК Ерлана Сагадиева с представителями общественности, состоявшейся в конце апреля.
Выступая с докладом об обновленном содержании образования, Балым Избасарова отметила, что подобные встречи разъяснительного характера продолжатся и в районах области. Что касается развития сферы, то, по словам руководителя, качественные и количественные изменения говорят сами за себя. К примеру, процент детей от трех до шести лет, посещающих детские сады, возрос на 5,2 по сравнению с показателем двухгодичной давности. «Это важный момент, учитывая современные требования», — подчеркнула она. Сейчас в области 568 дошкольных организаций, многие из них появились на карте благодаря государственно-частному партнерству. Повсеместно создаются условия для воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями. На протяжении двух последних лет в регионе идет подготовительная работа к внедрению новых образовательных стандартов, их адаптация к условиям обычной школы. Один из них — переход к 12-летнему среднему образованию — апробируется на базе Никольской средней школы Буландынского района и многопрофильной школы № 5 г. Степногорска. Полиязычное обучение ведется в двух кок-шетауских школах — профильной школе-гимназии № 3 имени М. Габдуллина г. Кокшетау и ОСШИ № 1 для одаренных детей «Казахско-турецкий лицей», в которых определенные предметы изучаются на английском языке. Конечно, нововведения требуют соответствующих подготовки учителей и материальной базы. К примеру, таких специалистов готовит КГУ имени Ш. Уалиханова, в этом году состоится выпуск первых 40 полиязычных педагогов-предметников.
По обновленным образовательным программам уже начнут заниматься первоклассники — дети 6-7 лет, переступившие порог школы в предстоящем учебном году. Усовершенствованный процесс позволит школе поэтапно перейти на пятидневную нагрузку, также, как и в предметном полиязычии. Пошаговые схемы представлены в открытом доступе во всех школах и в сети интернет.
«Все новое всегда беспокоит, я волнуюсь не меньше вас, — говорила руководитель управления, отвечая на многочисленные вопросы родителей. — Вы все слышали слова министра образования: страна переходит к функциональной грамотности. Государство стремится вырастить поколение, эффективно применяющее полученные знания на практике, — это веление времени. Понятно, что возрастет нагрузка, но дополнительный выходной поможет восстановиться, полезно провести досуг. Сегодняшние дети, молодежь наиболее подготовлены к трехъязычию. Те, кто выезжал хоть однажды в дальнее зарубежье, знает, как сложно в чужой стране без владения английским».
Своим мнением по этому поводу делились и участники форума. Мама дочери-одиннадцатиклассницы ШГ № 3 имени М. Габдуллина Айнагуль Кульмаганбетова уверена: дети усваивают языки проще, чем кажется родителям, кроме того, знание предмета на английском языке дает возможность участвовать в международных олимпиадах, тем самым расширяя кругозор школьника, вызывая интерес, мотивируя к постижению большего. В зале прозвучал вопрос и об организации языковых курсов для «действующих» учителей-предметников.
Перейдя к обсуждению требований к обязательной школьной форме, не так давно утвержденной приказом министра образования и науки РК, родители предложили ввести и дресс-код для учителей. «Я бы с удовольствием носила форму»,- ответила Балым Избасарова. Оказалось, что наставники из МШГ «Мирас» Бурабайского района, у которых даже есть и парадный комплект школьной одежды, уже подали пример коллегам. Впрочем, сейчас среди родительской общественности разделения на противников и сторонников школьной формы не наблюдается, ведь одежду для учеников оговаривал Закон РК «Об образовании» 2007 года. Как известно, комплектность, цвет, фасон модели разрабатывались и утверждались каждой организацией образования по согласованию с советом школы, родительским комитетом либо другим общественным советом, действующим при школе. Так, после непродолжительного периода дебатов, а потом конструктивного диалога школьная форма или хотя бы одежда делового стиля прижились. Нынче родителям предлагают обратить внимание на отечественного производителя, который может предложить оптимальное соотношение цены и качества, обеспечить санитарно-гигиенические требования. Свои услуги пошива может предложить ряд местных производств, например, ИП «Жумагулова» и ТОО «Кокше Спецодежда», представившие здесь образцы формы.
Аэлита ТАЕВА.
Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.