— Поэтапность, системный характер формирования ресурсной базы, особенно в сфере подготовки кадров, характерны для Государственной программы развития образования и науки РК на 2016-2019 гг., утвержденной Указом Президента, — подчеркнула на брифинге, прошедшем на площадке «Ақмола Медиа Орталығы», руководитель областного управления образования Балым Избасарова.
Одна из целей новой программы определена в Плане нации «100 шагов»: «повышение конкурентоспособности выпускаемых кадров и рост экспортного потенциала образовательного сектора». Балым Сабетовна отмечала, что реализация многогранной программы будет способствовать повышению доступности качественного образования для всех категорий населения, в том числе для детей с особыми образовательными потребностями.
Должное финансовое обеспечение — в 2011 году в нашей области на развитие сферы образования выделялось 35, 7 млрд тенге, в 2016 — уже 65,4 млрд, большая организационная, методическая работа — позволили повысить долю школ, создавших условия для инклюзивного образования до 30%.
Базой для успешного обучения по обновленным программам являются образование и воспитание, полученные ребенком в дошкольном возрасте. В 2015 году в нашей области 569 ДДУ области посещали 91% дошкольников. В 41 из них практикуется раннее обучение английскому языку, в 47 — инклюзивное образование. Успешно внедряемые новые технологии дошкольного воспитания помогают переходу количественных изменений в качественные: уровень подготовленности детей, степень их адаптивности к школьной среде.
Анализ реализуемого в рамках пилотного проекта в 13 общеобразовательных школах области подушевого финансирования доказывает, что апробируемая система способствует росту здоровой конкуренции между учебными заведениями, стимулирует педагогов к работе над повышением уровня преподавания.
Сегодня в министерстве образования разрабатываются меры стимулирования школьных учителей, которые смогут вести предметы естественно-математического цикла на английском языке. Многоступенчатому переходу к трехъязычному обучению по некоторым предметам предшествует большая работа по подготовке кадров. Она проводится в трех направлениях: повышение квалификации действующих учителей-предметников, подготовка полиязычных преподавателей вузами Казахстана, подготовка специалистов через международную программу «Болашақ».
Только в этом году КГУ им. Ш. Уалиханова оканчивает 41 молодой учитель. Они смогут вести предметы естественно-математического цикла на английском языке. Педагогический колледж г. Щучинска выпускает 23 учителя английского языка для основных школ, Казахский педагогический колледж им. Ж. Мусина — 67. В летних лингвистических лагерях смогут повысить уровень владения английским языком не только школьники, но и привлекаемые для работы с ними учителя, студенты вузов и колледжей.
Балым Сабетовна сочла необходимым развеять опасения опытных учителей-предметников, которые в силу возраста, либо других обстоятельств считают для себя овладение английским языком невозможным: «…они смогут преподавать свои предметы в среднем звене, ведь преподавание химии, физики, информатики, биологии на английском языке планируется в 2019 году только в 10-11 классах».
Также поэтапно планируется осуществлять переход на обучение по обновленным программам в режиме пятидневной рабочей недели. С сентября 2016 года это предстоит первоклассникам. Обучение будет проводиться на государственном или русском языках в зависимости от выбора родителей и возможностей школы. Причем в этом году в первый класс будут приниматься дети и шести-, и семилетнего возраста. В ближайшее время переподготовку пройдут полторы тысячи учителей начальной школы. На полное внедрение обновленных программ дается четыре года. Переход на «пятидневку» предполагает продление учебного года до 31 мая.
На уровне общего среднего образования переход на обновленное содержание образования планируется следующим образом: 5-7 классы — в 2017 г., 5-8 — в 2018, 5-9 классы — 2019 году.
— Работа предстоит большая, мы с ней справимся, — говорила Балым Избасарова. — Учителя к ней готовы, в ближайшее время мы начнем проводить информационно-разъяснительную работу с родителями.
Нина МИТЧИНОВА.