Сфера АПК
Для Автандила Сиамашвили, директора производственного кооператива «Гурия», нынешняя посевная — юбилейная, 25-я по счету. Если бы ему, профессиональному строителю, лет тридцать назад кто-нибудь сказал, что будет в Жаркаинском районе в промышленных масштабах выращивать хлеб и мясо — ни за что бы не поверил. А про виноград?! Возделывать эту культуру непросто даже на его родине — Гурии (Западная Грузия). Какой виноград в степном селе, которое строили на семи ветрах…
Казахстаном Сиамашвили заинтересовался в Молдавии, где проходил службу в армии. Рядом с ним в части оказались парни из Кустанайской, Целиноградской и Тургайской областей. После увольнения в запас, побывав дома в Гурии, поехал проведать однополчан. В молодом районном центре Тасты-Талды познакомился с новым директором соседнего совхоза Танатом Сулейменовым. «Не знаю, чем я ему понравился, — до сих пор недоумевает Автандил Акакиевич — но он долго рассказывал про совхоз, какое у него большое будущее, что ради этого надо будет очень много построить, что без меня там просто не обойтись… Уговорил, короче». На новом месте молодой строитель увидел совсем неромантичную картину. Совхоз имени Чокана Валиханова тогдашнего Державинского района рождался в условиях тотального кадрового «голода» — стопроцентной обеспеченностью специалистами не могли похвалиться даже крепкие целинные хозяйства. Поэтому Валиханово закладывали командированные специалисты. Главным зданием была общепитовская столовая, из других достопримечательностей — совхозная касса, элеватор, автомагистраль республиканского значения и железнодорожная станция.
Благодаря большой стройке село постепенно приобретало ухоженный вид. Автандил Сиамашвили женился, заочно выучился на инженера-строителя, был назначен прорабом. К домам протянули водопровод, для нужд подсобного хозяйства и приусадебных огородов соорудили плотину — образовалось озеро…
Потом началась перестройка с разными сельхозэкспериментами. «Крест» на советской системе хозяйствования в Валиханово отважился поставить все тот же Танат Сулейменов. «Танат Сулейменович тогда на всех совхозных собраниях агитировал жителей объединять свои паи и создавать самостоятельные хозяйства, — вспоминает Сиамашвили. — Лично убеждал каждого: если, мол, хотите остаться здесь, жить достойно, то надо свое дело иметь — берите землю, оформляйте технику. Одни думали, другие решались. Тогда у нас несколько десятков хозяйств образовалось. Я тоже зарегистрировал ПК «Гурия», название с тех пор не менял. В общем, так я и стал крестьянином, сельским кооператором».
— И забыли свою первую профессию?
— Нет. Как без строительства новое дело открывать? Свой полевой стан мы в чистом поле разбивали, там даже линию электропередачи охотники за металлом успели разобрать. Поэтому пользуемся передвижными генераторами. Вода тоже своя — скважину пробурили. Общежитие, столовую, подсобные помещения, склады для хранения семян и товарного зерна, квартиры для животноводов, фермы для скота, — все построили своими руками.
— Получается, что «Гурия» живет себе вполне автономно?
— Автономно, но не изолированно. У нас мелкие крестьянские хозяйства хранят свое зерно (услуги элеваторов для них дороги), мы делимся с ними кондиционными семенами, по возможности — техникой, орудиями. Случается, что сами к ним обращаемся.
Посевная площадь ПК «Гурия» -5600 гектаров. Большую часть из них нынче займет пшеница, ячменя теперь выращивают немногим больше, чем требуется своему животноводству и подсобному хозяйству работников кооператива. «Бедный ассортимент» директор объясняет просто:
— Не наладил цепочку «производитель — покупатель». Пробовали выращивать масличные, бобовые культуры. Их возделывание поощряли хорошими субсидиями. Но после уборки мы зада-
вались вопросом: кому сдавать? Есть где хранить урожай, но для кого и как долго? То же самое с мясом. До сих пор не отлажен механизм закупа, — говорит мой собеседник.
— Надеемся, что все скоро наладится, — продолжает он. — Сейчас у кооператива около 800 голов: отара овец, стадо крупного рогатого, почти 500 свиней, завели лошадей, в этом году завезем племенных бычков перспективной породы абердин — ангус, попробуем разводить, улучшать генетику скота.
— Ваш виноград — это тоже перспективная проба?
— Эксперимент. И, может быть, удачный. Рано еще об этом говорить. Все заметили, что климат у нас заметно меняется, становится мягче. Слышал, что в некоторых селах и в Державинске появились виноградари, они собирают неплохие урожаи северных сортов. А я три года назад решил попробовать разновидность сорта «Изабелла», который на моей родине выращивают. Ничего, прижился. Гроздья при правильном хранении не теряют качества до середины февраля. Компот из ягод закончился быстро. Вино высоко оценили земляки: в Гурии из-за высокой влажности вкус и аромат у продукта получается более водянистым, не таким выраженным, как у нас. К сожалению, в полевой бригаде нет безветренных участков для посадки винограда. Но делянку для этой культуры я все равно расширяю. Посмотрим, может и получится из нее большая плантация.
Григорий СПОДЕНЕЦ.
Жаркаинский район.
Фото автора.