Люди и судьбы
Ивана Константиновича Винницкого знают и помнят жители ряда районов бывшей Кокчетавской области. Он — известный в регионе ветеран труда, за плечами которого долгие годы упорной и плодотворной комсомольской, партийной, советской работы и государственной службы.
Ему было всего три года, когда он вместе с другими детьми-сиротами был эвакуирован из охваченной войной Украины. По дороге поезд разбомбили немецкие самолеты, но мальчика спасли и вывезли из-под огня.
Потом были Степановский дошкольный детдом, Каменский, Пироговский и другие детдома Тамбовской и Великолукской областей, где он прожил до совершеннолетия.
В 16 лет, по направлению детского дома, попал Ваня в Шестинский леспромхоз Великолукской (ныне Псковской) области, где был устроен рабочим лесопункта. Работал наравне со взрослыми: рубил лес, обрубал сучья, выполнял и другую работу.
В 1958 году Ивана Винницкого призвали в армию. Служил в Узбекистане, Туркмении. В части служили много парней из Казахстана, в том числе и ребята из Кокчетавской области Калымтай Кульмагамбетов и Анатолий Радченко. По совету друзей рванул солдат в далекий Казахстан, в неведомый Кокчетав…
Повзрослев, Иван все чаще стал задумываться: кто он, где его корни?
— В те годы очень популярной была передача на Всесоюзном радио «Найти человека», которую вела замечательная советская поэтесса Агния Барто, — вспоминает Иван Константинович, — неоднократно писал туда. Помня, что в детдом привезли нас из города Шаргорода Винницкой области, написал в тамошнюю газету «Рабочий путь». Однажды я получил письмо, подписанное женщиной по имени Мария Пустовойт.
Как оказалось, Мария Ивановна была той самой воспитательницей, которая вывозила группу детей из Шаргорода. Когда началась война, и фронт вплотную приблизился к Шаргороду, ее вызвали в горком партии — дали ответственное поручение сопровождать вагон с детьми-сиротами в тыл. После письма Марии Ивановны картина понемногу стала проясняться.
Иван Константинович никогда не знал, где он родился. Выяснилось, что родился он в городе Шаргороде Винницкой области. Мария Ивановна также сообщила, что рядом с ним был его младший брат. Оба они были обмотаны какими-то тряпками. Брата направили в другой детдом, в какой, она не знает. Поскольку все документы сгорели вместе с вагоном, она вспомнила, обоим мальчикам по названию области дали фамилию «Винницкий». Не мудрствуя лукаво, старшего нарекли Иваном, младшего — Петром.
О родителях Иван совершенно ничего не знал. До сих пор не знает, кто они, что с ними случилось, куда подевались? Поэтому отчество «Константинович» тоже было придумано. Да и год рождения определили, как говорится, на глазок: Ивана записали 1939 годом, а Петра — 1941-м. Не знает Иван Константинович и того, кто он по национальности. Записан русским.
Брата Петра отыскал в 1967 году. Оказывается, все это время он проживал в Свердловской области, работал буровым мастером. К сожалению, погиб в прошлом году.
Как уже сказано, попал Иван Винницкий в 1960 году в Кокчетав. Хорошо помнит деревянный вокзал, гостиницу «Восток», где обустроился. Пожил в гостинице, потом решил ехать к друзьям. Нашел Калымтая Кульмагамбетова. Пожил недельку у них в доме. Затем по его совету приехал в Приреченский конезавод №47 Кокчетавского района, где устроился на работу шофером молоковоза. Благо, на шофера выучился еще до армии. Открытого душой, добросовестного, коммуникабельного парня в коллективе приметили — вскоре он был избран секретарем комсомольской организации совхоза «Приреченский». Начиналась новая веха его жизни.
В 1967 году по соседству был образован новый Зерендинский район. Первый секретарь райкома партии Айтим Амиров пригласил Винницкого на работу в качестве инструктора организационного отдела. С душой, огоньком работал парень, поэтому спустя год его избирают парторгом вновь образованного совхоза «Карабулакский», а еще через год направляют на учебу в Алма-Атинскую высшую партийную школу.
По окончании учебы вернулся в Зеренду. Довелось Ивану Константиновичу поработать под началом легендарного человека, — первым секретарем райкома партии был Герой Социалистического Труда Баян Жангалович Жангалов. Назначили Винницкого инструктором, через месяц он стал заведующим организационным отделом.
Затем были годы напряженного труда в бывших Чкаловском и Ленинском районах области, где он работал в первом заместителем председателя райисполкома, а во втором — заместителем акима района. В обоих районах курировал наиболее сложные участки работы: транспорт, промышленность, строительство, коммунальное хозяйство.
Перед пенсией вернулся в Зеренду. Работал директором районного центра занятости. Выйдя на заслуженный отдых, переехал жить в Кокшетау, где попросили поработать акимом Строительного территориального округа, секретарем городской избирательной комиссии.
Несмотря на свои 77 лет, он остается все таким же доброжелательным человеком, умеющим пошутить, побалагурить. Вдвоем с Екатериной Павловной живут вот уже 45 лет, радуясь счастью детей и внуков. Живут дети, правда, далековато — в Москве. Дочь Марина занимается домашним хозяйством, зять Евгений и внук Роман, который окончил экономическое отделение МГУ, занимаются предпринимательством, внучка Валерия заканчивает 10-й класс средней школы.
Рад бы Иван Константинович помнить своих отца и мать, поминать по случаю деда и прадедов, да не может. И нет в этом его вины. Так распорядилась жестокая судьба. Однако хорошо знает и помнит Иван Винницкий, что есть у него Родина — Республика Казахстан, где в счастливом окружении проводит он осень своей жизни. И все люди в этой стране, независимо от национальности, — его близкие родственники.
Даулет АХМЕТЖАНОВ.
Фото Ермурата ДОСУМОВА.
Дай бог здоровья и счастья Ивану Константиновичу и его близким