Праздник весеннего обновления

Навруз — древний восточный (иранский) праздник, его история насчитывает по меньшей мере пять тысяч лет. Корнями своими он уходит в сельскохозяйственные ритуалы, связанные с культом плодородия. В поэме Фирдоуси «Шахнамэ» начало его празднования связывается с началом царствования иранского шаха Джамшида. Отсюда часто употребляемое название праздника «Джамшиди Ноуруз» и традиция коронации шахов в этот праздник.

Наурыз мейрамы, возникший у народов Востока задолго до принятия мусульманства, лишен религиозной обрядности и направленности. По восточному календарю, Наурыз — начало нового года, совпадающий с днем весеннего равноденствия. Поэтому можно сказать, что Наурыз мейрамы — праздник весеннего обновления.

035-8-1

Великий день улуса

В Казахстане этот праздник также является символом весеннего обновления, торжества любви, плодородия и дружбы. В старину до прихода Наурыза люди приводили свои дома и хозяйство в порядок, в честь праздника сажали деревья, цветы. Считалось, что если Наурыз входит в чистый дом к хорошему хозяину, то болезни, неудачи, невзгоды обходят его стороной.

У казахского народа для Наурыза, означающего «рождение весны», есть и другое название, — это ¥лыс күні («Первый день Нового года») или ¥лыстыңұлы күні («Великий день народа»).

Считается, что щедрое празднование Наурыза принесет в дом изобилие и успех на целый год. Эти убеждения объясняют изобилие праздничных ритуалов и обычаев. С приходом праздника казахи одеваются в праздничные одежды, ходят друг к другу в гости и обмениваются поздравлениями и пожеланиями благополучия в наступающем году. Празднования сопровождаются повсеместным весельем, играми, лошадиными скачками и другими увеселениями.

035-1-1

Главным ритуальным блюдом этого праздника является наурыз-көже, который должен состоять из 7 ингредиентов, символизирующих 7 элементов жизни: вода, мясо, соль, жир, мука, злаки (рис, кукуруза или пшеница) и молоко. Эти ингредиенты символизируют радость, удачу, мудрость, здоровье, благосостояние, скорость, рост и божественную защиту.

Когда празднуют Наурыз, наличие цифры «7» является обязательным — она заключает в себе 7 дней недели. Напротив аксакала должны быть поставлены 7 чаш с наурыз-көже. Каждый должен посетить 7 домов и пригласить 7 гостей.

«Көктем туды» («С рождением весны») — так казахи поздравляют друг друга на улицах, в парках, скверах и на стадионах с праздником Наурыз. Тысячи людей наблюдают за соревнованиями акынов, за состязаниями в национальных видах спорта — қазақша күрес, тоғыз құмалак, лошадиные скачки (қыз-қуу и байга). Разнообразные представления и театральные сценки, представляющие национальные традиции и ритуалы, привлекают людей и учат их уважать свою культуру и родную землю, стремиться к сохранению мира и взаимопонимания между различными национальностями Казахстана. Ближе к вечеру начинается айтыс — словесное состязание акынов в сопровождении домбры. В нем могут участвовать мужчины и женщины, пожилые и молодые. Продолжается айтыс до рассвета. Побеждает тот, кто лучше прославлял Добро!

В разгар праздника молодежь собирается у качелей — алтыбақан. Все поют песни, танцуют, веселятся и играют в национальные игры.

Отметим, что в Казахстане Наурыз не праздновался всенародно с 1926 по 1988 годы. С 2001-го Наурыз объявлен государственным праздником, а с 2009 года праздник отмечается 3 дня подряд, начиная с 21 марта. Эти три дня в Казахстане объявлены нерабочими.

* * *

Наурыз также широко отмечают в странах Центральной Азии. При этом есть определенные отличия, с учетом традиций отдельной страны и добавлением местного колорита. К примеру, в Кыргызстане март называют Нооруз (Нооруз элдик майрам күнү). Если в этот день рождались мальчики, их называли, по традиции, Ноорузбаями или Ноорузбеками, а девочек просто Нооруз или Ноорузгуль. Если в этот день выпадал снег, то это считалось добрым знаком.

В день праздника в каждой семье накрывали дасторкон — белую скатерть с различными яствами. Для угощения соседей готовили традиционную похлебку, именуемую в народе сумелек, из пшеничного солода с добавлением муки, масла и сахара.

В полдень весь аул собирался на гуляния. В установленном месте у селения резали быка и варили из его мяса нооруз кеже или чон кеже — «большой суп» — одно из древнейших обрядовых блюд, которое готовилось из многих компонентов: мяса, жира, риса, гороха, ячменя, пшеницы, кукурузы, талкана, муки, пшена, сорго, картофеля и специй.

После всеобщей трапезы начинались игры «айкыш-уйкыш», что в переводе означает «навстречу друг другу», и «аударыспек», во время которой джигиты перетягивали друг друга из седла. Праздник Нооруз не обходился также без спортивной борьбы, участвовать в которой могли и девушки. Девушка вызывала джигита на состязание с условием, что если он победит, то приобретет право на ее руку и сердце, а если победит она, то юноша должен повиноваться ей и выполнять любые желания. Поэтому Нооруз часто превращался в свадебные торжества.

День заканчивался представлением, где два акына состязались в стихах и песнях. Их состязания прекращались с заходом солнца за горизонт, когда добро побеждает зло. После чего устраивался большой костер, и люди с зажженными от него факелами обходили все окрестности селения, пели и плясали; дети прыгали через костер; а взрослые приговаривали: «Уходите, уходите, уходите все напасти», «Новый год пришел, старый год ушел» -тем самым, завершая праздник весеннего обновления и равноденствия.

В Узбекистане к этому празднику люди очень тщательно готовятся и празднуют 15-20 дней. В дни перед Наврузом во всех в махалля (кварталах) проходят хашары — люди всем миром чистят арыки, белят деревья, вскапывают огороды.

У каждого махалля есть своя чайхана, где они празднуют Навруз. В чайхане в огромных котлах готовятся вкусные яства. Кроме того, Навруз празднуется и в семьях. В доме собираются все родственники. Есть всего несколько блюд, которые готовят только на праздник Навруз. Это сумаляк, жалим (халиса) и особый туграма — плов.

Сколько веков Наврузу, столько и поверью: чем веселее и радостнее он пройдет, тем щедрее будет к людям природа. Поэтому льются в этот день обрядовые песни Навруза, танцуют и веселятся люди, радуются приходу весны, дарят друг другу подарки, помогают сиротам и неимущим.

В Таджикистане, в основном, Навруз празднуют с 21 по 24 марта. Эти дни являются выходными. В дни празднования Навруза устраивают различные мероприятия. В духе народных традиций устраиваются конные скачки, козлодрание (бузхкаши), борьба силачей, бучулбози, аргамчин-бози (прыгалка), ланкабози, тухмзанак, идгардак.

Большое внимание уделяется подготовке праздничного стола. На праздничный стол стараются не класть блюда из мяса, ставят молоко. Символом Навруза и нового года является суманак (сумалак). Как готовится суманак? Приблизительно за неделю до праздника в посуде с неглубоким дном (это может быть тарелка) замачивают зерна пшеницы. К празднику зерна пшеницы проращиваются. Считается, что чем длиннее ростки проросшего зерна, тем больше и лучше будет урожай в новом году. Проросшие зерна толкут в металлической ступе, кладут в казан, заливают водой, добавляют муку и варят 10-12 часов, и при этом все время помешивают.

Суманак должен быть готовым до восхода солнца в основной день праздника. Во время приготовления суманака женщины и дети поют праздничные песни, читают стихи. Суманак раздают всем соседям, родственникам, близким, друзьям. Перед тем, как попробовать, нужно загадать три желания, они могут исполниться в течение года.

В Туркменистане Новруз байрамы отмечается два дня — 21 и 22 марта.

Праздник   получил   статус   государственного в 1992 году.

Считается, что в эти мартовские дни начинается новый сельскохозяйственный год, поэтому на праздничный стол принято подавать национальные блюда из пшеницы: халву, сладкие мучные изделия и кашу из солода. Но центральное место занимает блюдо, приготовленное из ростков пшеницы — «Семене».

В Новруз туркмены ходят друг другу в гости, молодежь вечером выходит на гуляния.

Отмечают Наурыз и в Азербайджане. Новруз — по-азербайджански Новруз Байрамы — наряду с Новым годом и религиозным Рамазан Байрамом является одним из самых главных и самых любимых праздников страны.

В первый день Нового года принято вставать рано. Там, где это возможно, люди стремятся пойти к реке или роднику: умываются, брызгают водой друг на друга. Ведь вода — символ чистоты и свежести. Затем там же угощают друг друга сладостями. В этот день утром необходимо съесть что-нибудь сладкое, например, мед или, если его нет, — сахар. После чего следует понюхать ароматный дым, что является символом освобождения от «злых духов».

Каждая семья, накрывая праздничный стол, помнит о том, что на столе должна стоять пища, состоящая из семи блюд, название которых начинается с буквы «с». На столе должны быть сумах, скэд — молоко, сирке — уксус, семени — специальная каша из пшеницы, сабзи — зелень и другие.

Куан АДИЛЕТОВ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также