Слово в науке сказать могут…

Олимпиада

В Кокшетау продолжается республиканская олимпиада школьников по предметам естественноматематического цикла (математика, физика, химия, биология, география, информатика).

Задания с заковыркой

В интеллектуальном состязании, напомним, участвуют 726 школьников из разных регионов страны, нашу область представляют 47 ребят. Программа олимпиады, как отмечают организаторы, — сложная и насыщенная. Как рассказала «АП» директор учебно-методического центра облуправления образования Гульнар Кушпаева, 15 марта состоялся первый тур олимпиады — по всем ее предметам. Вчера, 16 марта, -второй, ребята выполняли задания по информатике (с 9 по 11 классы) и лабораторные — по химии (9 и 11 классы). Сегодня второй тур продолжится: по основным предметам (математика, физика, биология — с 9 по 11 -й), химии (10 класс), а также третий тур по географии — полевые занятия на территории города. На пятницу запланированы работа по информатике и координация (разбор заданий, апелляция). «Программа олимпиады, по словам детей, очень интересная, опережающая развитие, требования достаточно жесткие. По отдельным предметам задания международного уровня», — отметила Гульнар Буркутбайкызы.

Параллельно юные интеллектуалы, разделившись на группы, побывали в ЩБКЗ, посетили местные театры. Культурно-познавательная программа продолжится в эти дни. Ребята также признались: они в восторге от концертной программы на открытии олимпиады.

Мозг заводит

034-1-5Торжественное мероприятие, напомним, предваряла выставка научных проектов акмолинских школьников. Ее «гвоздем», на наш взгляд, стала авторская работа «Биоэлектрическое управление» учащегося СШ № 19 г.Кокшетау Александра Данилова. Одиннадцатиклассник, создавший прибор, управляемый сигналами мозга, занял второе место в Международном конкурсе исследовательских проектов по математике и механике им. О.Жолдасбекова в г.Алматы.

«Мой проект демонстрирует биоэлектрические потенциалы, которые возникают в мозге, — рассказал Александр. — Машина подключается к руке с помощью четырех токосъемников. Далее, когда человек хочет сжать мышцу, поступает сигнал из мозга, а оттуда — на исполнительный механизм и включает автомобиль. Только мышца расслабляется — он останавливается».

Применение изобретения, по мнению автора, может быть широким: в медицине (например, при протезировании), авиации (для управления самолетами), или просто в быту — для включения каких-либо приборов.

034-1-6

В физико-математическом кружке Александр занимается с 5-го класса под руководством педагога Виктора Гайдаренко. «Работать над проектом начал еще в конце 9-го класса, с перерывом на каникулы. Первоначальная задумка гораздо проще, был другой исполнительный механизм — простая схема из гирлянд. В процессе работы захотелось создать нечто более серьезное, что-то было взято из книг и доработано. Подобные изобретения развиты в Японии. Конечно же, хочу выразить благодарность своему руководителю, который дал хорошую базу знаний», — говорит он.

К слову, на занятиях в физико-математическом кружке учащимися собраны музыкальный звонок по микросхеме (Артур Видершпан, 11 «б» класс); измерительные приборы, к примеру, генератор высоко- и низкочастотных волн помогает проверить работоспособность различных приборов (Нурлан Кыдыржанов, 8 «г»). Модели собраны по готовым схемам. А ученик 11 «б» класса этой же школы Бахтияр Кабашев разработал научный проект «Схема включения люминисцентных ламп». «Бахтияр описал проблему утилизации вышедших из строя люминисцентных ламп и возможность их дальнейшего использования. Парень собрал схему, которая позволяет запускать далее в работу негодные лампы. То есть сгоревшие лампы продолжают службу. Они потребляют энергию точно также, просто схема включения переработана и изменена. По экономическим подсчетам экономия в результате «второй жизни» люминисцентных ламп за пять лет составит более 1 млн тенге», — пояснил Виктор Гайдаренко.

«Висячие» сады Вячеславки

А в Вячеславской средней школе Аршалынского района, известной своими инновациями, девятиклассник Канат Айдос реализует уникальный проект «Висячие сады», используя гидропонную систему — выращивания в водном растворе, обогащенном питательными веществами, без использования почвы. Состав раствора соответствует составу земли. Этот метод позволяет садоводу культивировать растения более эффективно, с меньшими затратами труда и времени.

В настоящее время проект на стадии разработки. Как отмечает научный руководитель, мастер производственного обучения Вячеславской СШ Сергей Риммер (второй — Наталья Иващенко), «Висячие сады» — не первый проект Каната, до этого он работал над выращиванием гидропоника в условиях подвального помещения с использованием светодиодного освещения и капельного орошения. «Висячие сады» — его, можно сказать, продолжение, так что скоро школу украсит роскошное зеленое ноу-хау.

«Здесь посажен хлорофитум, — говорит Канат, — для каждого растения требуется разный раствор. Мы собираемся его установить в нашем классе. Растение будет очищать воздух. Увлекающиеся фэн-шуй люди утверждают, что хлорофитум не только борется с недостатком кислорода, но и уничтожает негативную энергию в доме. Преимущества метода в том, что растения не будут болеть почвенными болезнями, страдать от передозировки или нехватки удобрений. Это сегодня очень актуально, особенно для регионов Казахстана с засушливым климатом, где есть проблемы с почвой и нехваткой воды».

Фактически любое растение может вырасти с помощью метода гидропоника — идеальный способ для выращивания плодоносящих растений — томатов, огурцов, перца. Салаты, зелень, лечебные и пряные травы тоже очень хорошо чувствуют себя в питательном растворе. Сергей Риммер отмечает: в школе уже давно внедрили этот метод.

Еще один проект Вячеславской школы — «Выращивание овощных и цветочных культур в подземной теплице», его автор — Анель Абдулла. «Нужно было изучить световой режим выращивания в подвальных помещениях различных культур, а также распространить и обобщить этот опыт нашим ученикам и их родителям. Преимущества моего проекта в том, что он круглогодичный, урожай можно получить в любое время года. Например, мы уже в шестой раз собираем огурцы, срок созревания — 40 дней. Выращиваем овощи и зелень без солнца, обрабатывая почву калифорнийскими червями, их нам подарил Андрей Стрелец из Зерендинского района. Итак, обрабатываем землю, получается биогумус, который смешивают с землей в соотношении 1:3. То есть 1 кг биогумуса смешивают с 3 кг почвы. Так, мы в школе едим круглый год свежие овощи, своим опытом мы поделились и с родителями. Думаю, они нам благодарны», — с гордостью заключила Анель.

Роботы для работы

Стенд, посвященный «ЭКСПО-2017», работающий автономно, подготовили учащиеся строительно-технического колледжа № 1 г.Кокшетау во главе с мастером производственного обучения Жабаем Абуталиповым. На нем показано применение светодиодов, энергии ветра, датчика движения, который удобно использовать в подъездах, любых «проходных» местах.

«Датчик «засекает» движение: зашел человек в подъезд — свет загорелся, поднялся на этаж — выключился. Экономия электричества — колоссальная, стоимость — в пределах 6 тыс. тенге», — поясняет учащийся первого курса по специальности «Мастер по обслуживанию и ремонту телекоммуникационного оборудования» Эдуард Генш.

034-2-1

Эдуард вместе с другими «первашами», охваченными исследовательским энтузиазмом, создавал макет робота под руководством мастера электротехники Алтын Бабиной. «Нас вдохновил проект третьекурсников. Они использовали фотоэлемент, моторчики и платы; мы сделали свой — из более доступных материалов. Суть простыми словами: робот, работающий на фотоэлементе, получает световой сигнал, который отражается от белого фона и не отражается от черного. Это позволяет роботу маневрировать по черной полосе, т. е. по заданной траектории. Идея как нельзя кстати на производстве, где машины-роботы перевозят по разметке грузы на территории завода. Использование робототехники позволяет сэкономить — например, на зарплате сотрудникам (расходы — только на содержание и работу машины).

Каждый из проектов — интересный, творческий, наукоемкий. В нем приметы современности — наука с опережением, инновационные технологии, энергия будущего, поддержка бизнеса. К примеру, одиннадцатиклассники Жаксынской СШ №2 Жаслан Серикбаев и Мирас Кожеков создали из газеты макет дуального производства — пекарня и кондитерский завод. А станция юных техников Аршалынского района представила свои изделия — скоростные радиоуправляемые модели судов и самолетов, рыболовные боты, патрульные катера, спортивные планеры и др.

Торжественное закрытие интеллектуального марафона, напомним, состоится 19 марта. Но уже сейчас можно с уверенностью сказать: олимпиада стала для города событием огромной важности. В ее проведении задействованы весь аппарат управления образования, правоохранительной сферы, медицины, культуры и др. Умных и талантливых школьников страны встречают, как самых дорогих гостей. Успехов и везения!

Асель АУТАЛИПОВА.

Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также