Ступени, ведущие к совершенству

155-1-2В стране активно реализуются институциональные реформы, инициированные Главой государства.
В соответствии со второй из них — «Обеспечение верховенства закона» -предусмотрено 19 целевых шагов по вопросам развития правовой системы страны. Рабочей группой Национальной комиссии изучен международный опыт и тщательно проанализировано законодательство. В целом сегодня выделены два вектора реформ. Первый — совершенствование системы отбора судей, второй — модернизация судопроизводства республики.

Поддержаны предложения о повышении до 30 лет возрастного ценза для кандидатов в судьи, что предполагает изменение Конституции страны. При этом предлагается введение пятилетнего стажа работы, непосредственно связанного с участием в судопроизводстве, -для таких специальностей, как секретари судов, работники прокуратуры и адвокаты. И перечень таких должностей предлагается закрепить законодательно.

Срок стажировки магистрантов в судах предлагается увеличить до одного года. В настоящее время срок обучения в магистратуре у нас — два года, из них срок практических стажировок судьи — три месяца. Срок прохождения стажировки в судах других кандидатов — не магистрантов — будет также увеличен до одного года, и она будет проходить на освобожденной основе, с выплатой стипендии. Прием на стажировку будет осуществляться с учетом прогнозной потребности регионов в судейских кадрах.

Институт правосудия из состава Академии госуправления при Президенте РК передается в ведение Верховного суда. При этом предполагается его преобразование в Академию правосудия и создание при ней трех институтов — магистратуры, повышения квалификации для судей и научно-исследовательского. Считаю, при таком подходе академия сможет реально выявлять недостатки в подготовке каждого магистранта и оперативно их устранять.

И еще — вводится годичный испытательный срок для вновь избранных судей. На них в это время будут возложены обязанности по рассмотрению административных дел, несложных гражданских и уголовных дел по преступлениям небольшой тяжести. По истечении испытательного срока кандидатура судьи должна будет утверждаться на пленарном заседании областного суда. При положительном заключении их профессиональные качества будут оцениваться далее квалификационной комиссией судебного жюри. Затем их представят Высшему судебному совету для рекомендации для назначения указом Главы государства на постоянный срок. В случае отрицательного заключения пленарного заседания либо судебного жюри кандидатура отклоняется.

Второе направление реформы — модернизация судоустройства и судопроизводства. Здесь Национальной комиссией согласовано формирование трех-звенной судебной системы. Суд первой инстанции — районные суды, апелляционная инстанция — областной суд и кассационная инстанция — Верховный суд. Данное предложение обусловлено критикой существующей судебной системы, когда в одном областном суде сосредоточены апелляционная и кассационная инстанции. При этом кассационная инстанция сегодня фактически осуществляет функции надзора, то есть пересматривает вступившие в законную силу решения нижестоящих судов, и поэтому вполне логично, что она передается на уровень Верховного суда.

В свете повышения объемов работы предлагается увеличение численности судей Верховного суда и его аппарата, что позволит реализовывать все намеченные установки и поручения Елбасы. При сокращении инстанций предлагается усилить роль апелляции, где должно применяться коллегиальное рассмотрение дел. При этом важно отметить: оно будет проводиться исходя из степени их сложности. Скажем, гражданские дела, рассмотренные в упрощенном заочном и приказном порядке, а также уголовные дела небольшой тяжести, не связанные с лишением свободы, можно оставить на единоличное рассмотрение судьи. По остальным категориям дел предлагается рассматривать их исключительно коллегиально.

Также, по моему мнению, необходимо отработать и строго гарантировать порядок рассмотрения дел в Верховном суде, обеспечить предварительное рассмотрение жалоб или ходатайств. Предварительно ограничение подсудности предлагается по уголовным делам небольшой тяжести, а дела, связанные с уголовными проступками, и административные дела, как и сегодня, должны поступать в кассацию только через прокуратуру.

По гражданским делам — дела упрощенного порядка, приказного производства — также должны находить окончательные решения в областных судах. Кроме того, мы полагаем необходимым ввести ограничения по суммам иска — такова устоявшаяся мировая практика.

В Верховном суде также будет создана коллегия, которая займется рассмотрением дел с участием крупных инвесторов по первой инстанции. Соответствующие изменения уже предусмотрены в проекте Гражданского процессуального кодекса. Кроме того, к подсудности новой коллегии предлагается отнести дела по выборным вопросам. Исходя из прогнозируемой нагрузки, возможна также передача других вопросов.

При Верховном суде предполагается создание и Международного консультативного совета, он будет содействовать высшему судебному органу во внедрении в казахстанское правосудие передовых международных стандартов и судебной практики.

Перечень дел с обязательным участием прокурора по гражданскому судопроизводству сокращается. Предлагается сохранить обязательное участие прокурора только в следующих случаях: по инициативе суда или прокурора, когда затрагиваются интересы государства, в отношении граждан, не имеющих возможности самостоятельно себя защитить, и когда требуется защита общественных интересов широкого круга лиц. Это, например, массовое увольнение, невыплата зарплаты большому трудовому коллективу, по ипотечникам. Данные новации направлены на усиление роли судебной системы по гражданскому судопроизводству.

Дамир ШАМУРАТОВ,
и.о. председателя специализированного административного суда Бурабайского района.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также