Казахстан все годы суверенного развития создает всеобъемлющие условия для реализации основных прав и свобод граждан, гарантируемых Основным Законом страны.
В их числе и невмешательство в личное пространство человека, исключение любых действий, нарушающих свободу личности, права на выбор образа жизни, вероисповедания, идеологических и политических предпочтений.
Уважение прав граждан является базовой основой подлинного достижения нашего общества — формирования толерантности как черты общеказахстанского характера.
«В Казахстане, для которого полиэтничность и поликонфессиональность являются неотъемлемыми чертами, приверженность идеям общественного согласия, толерантности, интеграции полиэтничного общества, межкультурного и межцивилизационного диалога — это аксиома», — говорится в Концепции развития Ассамблеи народа Казахстана до 2020 г.
Толерантность гарантирует гражданам свободу выбора, свободу индивидуального развития. Философ Клайв Льюис обосновал условия развития гуманного, нравственного устройства государства на основе принципа толерантности: «…без догмата объективной ценности невозможна никакая власть, кроме тирании, и никакое подчинение, кроме рабства». В современном Казахстане такой объективной ценностью является суверенная личность любого гражданина республики, ее благополучие и безопасность.
В демократическом обществе первоосновой индивидуальных полномочий и прав является статус личной независимости — основа практического воплощения принципа толерантности, предполагающего терпимость, невмешательство в личное пространство индивида. При этом принцип толерантности не является синонимом отстраненности, попустительства, вседозволенности. Толерантность должна строго различать такие понятия, как прощение и попустительство. Попустительствующий злу просто игнорирует его, прощение же надо не только дать, но и принять, а тот, кто не видит за собой вины, не примет прощения.
Таким образом, толерантность как принцип межличностных отношений в обществе предполагает наличие стойких нравственных убеждений и строгой нравственной позиции общества по отношению к своим гражданам, требуя пресекать попустительство порокам в каждом отдельном человеке и обществе в целом. Твердая нравственная позиция, согласно принципу толерантности по отношению к каждому члену общества, позволяет получить прощение, воздаяние при условии осознания этим человеком своего порока.
На уровне индивидуального сознания данное положение может быть реализовано только при распространении и укоренении в обществе твердых нравственных принципов.
Есть мудрая притча, повествующая о том, что каждому человеку при рождении природа преподносит волшебный дар — «золотое яблоко». «Золотое яблоко» — наша душа. Этот чудесный дар мы получаем с одним условием: нельзя оставлять его у себя, мы должны передавать яблоко другим людям, если мы захотим оставить его у себя, то неминуемо наступает смерть нашей души, «золотое яблоко» природа у нас забирает. Толерантные установки позволяют нам без страха отдавать свое «золотое яблоко» другим людям и поэтому мы должны верить в их доброе начало, быть терпимыми, иначе душа наша вянет и погибает. В то же время мы сами должны бережно принимать «золотое яблоко» от других, восхищаясь его красотой и неповторимостью. В этих внутренних установках на толерантность заключается смысл развития нравственного сознания каждого из нас.
Людмила ПОВСТЯН,
доцент Кокшетауского унивеситета им. А. Мырзахметова,
член научно—аналитического центра ААНК.