(Продолжение. Начало в № 128)
Серик НЕГИМОВ, профессор Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева, доктор филологических наук.
Обратимся к тексту:
Письмо аспиранта КазПИ им. Абая Габдуллина М. Г. Наркому Просвещения КазССР Тажибаеву Т. Т. об издании труда И. Алтынсарина и др.
В июле 1941 года исполняется 100 лет со дня рождения замечательного педагога казахского народа Ибрая Алтынсарина. Поэтому считаем необходимым провести следующие мероприятия:
- Присвоить Тургайской казахской средней школе имя Ибрая Алтынсарина.
- Одну из улиц г. Кустаная переименовать в улицу Ибрая Алтынсарина.
- Воздвигнуть памятник Ибраю Алтынсарину в городе Тургай.
- Июльский номер журнала «Халық мұғалімі» посвятить И. Алтынсарину.
- На Республиканском съезде учителей поставить два доклада: 1) «Педагогические взгляды И. Алтынсарина», 2) «Ибрай Алтынсарин — народный акын».
- В 1941 г. издать труды И. Алтынсарина.
- Учредить 30 стипендий в пединституте им. Ибрая Алтынсарина.
Аспирант КазПИ им. Абая Габдуллин (Фонд 2140, опись 1, дело 582).
А 9 мая 1941 года в газете «Правда» (№ 127) было опубликовано письмо аспиранта М. Габдуллина (написано совместно с Гайниденом Мусабаевым) «Аспирант и иностранные языки», в котором он пишет:
«Каждый аспирант должен изучать два иностранных языка. При этом Комитет по делам высшей школы разрешил вузам национальных республик заменить один иностранный язык русским языком для аспирантов-нерусских. Однако это еще не решает проблемы.
Мы учимся в аспирантуре Казахского педагогического института им. Абая (гор. Алма-Ата) по специальности казахской литературы и казахского языка. Изучаем немецкий и русский языки. Но по нашей специальности литература на иностранном языке, в частности, на немецком, отсутствует.
Выходит, что мы изучаем немецкий язык лишь только ради выполнения индивидуального плана, а не для того, чтобы применить его в своей работе.
Казахский народ исторически тесно связан с другими народами Востока. Отсюда и необходимость для нас изучения восточного языка, более применимого в нашей практике. Классик казахской литературы Абай Кунанбаев изучил персидский, арабский, чагатайский и другие восточные языки. Первые свои произведения он написал на этих языках, перевел сочинения Фирдоуси, Навои, Хафиза и многих других поэтов. Но когда наши исследователи пишут об Абае, они более подробно останавливаются на теме «Абай и классики русской литературы», а тему «Абай и восточная литература» обходят. Почему? Потому что не знают восточных языков, а материал по истории казахской литературы, языка и истории написан на восточных и русском языках. Вот почему мы считаем нужным, чтобы учитывались специфические особенности аспирантуры вузов национальных республик.
В национальных вузах необходимо уделять гораздо больше внимания изучению русского языка, а также изменить метод преподавания его для аспирантов. Это требование следует предъявить и к преподаванию иностранного языка. У нас большую часть времени отнимает грамматический разбор текста и упражнений, практики.
«Правда», 9 мая 1941 г. № 127 (8535).
Буквально через три недели после начала Великой Отечественной войны, 15 июля, Малик Габдуллин был мобилизован на фронт. В составе 8-ой Гвардейской дивизии под командованием генерала И. В. Панфилова он участвовал в войне от начала до конца. По прибытии на фронт его сразу утвердили политруком 45-ой батареи, затем — комиссаром 2-го стрелкового батальона, агитатором полка. В битве под Москвой М. Габдуллин демонстрировал подлинные образцы мужества, героизма. Его отличало и умелое владение всеми тонкостями военного искусства.
Ему, как и всем участникам войны, пришлось пережить все ужасы кровопролитных битв, своими глазами видеть непередаваемую жестокость смертельных схваток, как говорится, на своей шкуре испытать дыхание смерти, когда окоп, в котором он сидел, беспощадно «утюжил» вражеский танк, когда на его глазах, например, прямым попаданием снаряда убило боевого товарища, автоматчика Морозова. В одном из своих писем, написанных в годы войны, Малик Габдуллин отмечал: «На фронте мне порой приходилось сражаться с немцами лицом к лицу. Немало отправил их на тот свет из автомата, немало зарезал в рукопашном бою, до десятка вражеских танков уничтожил гранатой» (12 сентября 1944 года).
Да, это был настоящий батыр, который в годы военного лихолетья продолжил героические традиции казахского народа, развивал их на сознательном, интеллектуальном уровне, стал грозой для врага, и словом, и ратными подвигами служил примером для однополчан.
В кровопролитной битве под Москвой, показав пример мужества и самоотверженности, М. Габдуллин стал Героем Советского Союза. Вот выдержка из наградного листа:
КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОГО БОЕВОГО ПОДВИГА
Тов. Габдуллин прибыл в полк в момент его организации, т. е. 15 июля 1941 года и был вскоре назначен политруком 45 м/м батареи. С первых же дней он приступил к глубокому изучению бойцов и всего личного состава батареи. Тщательно ознакомившись с людьми, он наметил план работы по воспитанию каждого бойца. Проводя индивидуальные и коллективные беседы, Малик Габдуллин растил своих боевых товарищей так, как хороший садовник выращивает свое любимое дерево. Он всегда помнил, что воспитатель должен быть сам воспитан, и тов. Габдуллин упорно работал над изучением военного дела, помня, что бить врага может только тот, кто научился искусству побеждать.
Первые же дни его работы показали результаты — батарея тов. Габдуллина заняла первое место в полку по боевой и политической подготовке. И в дальнейшем, на фронтах Великой Отечественной войны батарея, которой руководил тов. Габдуллин, оставалась передовой — ей поручались наиболее ответственные участки боевых действий.
Под селом Ширяево командование полка поручило тов. Габдуллину М. с группой автоматчиков в количестве 12 человек занять лощину, по которой под прикрытием танков двигалось свыше роты пехоты противника. Тов. Габдуллин, пропустив танки, отрезал пехоту и огнем из автоматов уничтожил до 200 фашистов. В это время танки, заметив отрыв своей пехоты, повернули на рубеж обороны, занятой автоматчиками тов. Габдуллина, а с другой стороны стало подходить подкрепление — немецкая пехота. Создалась угроза окружения группы советских бойцов. Тов. Габдуллин, осуществляя умелое руководство, подбил два танка связками гранат, затем используя хорошо местность, вывел без потерь группу в район расположения полка.
Во время боя под селом Рыбушки часть второго батальона оказалась отрезанной со всех сторон. В контратаку были брошены рота третьего батальона и группа автоматчиков во главе с тов. Габдуллиным. В это время противник танковым, пулеметным и минометным огнем простреливал подступы, стремясь не допустить соединения автоматчиков. Командир группы был тяжело ранен, ранение получил и тов. Габдуллин, но, сознавая, что оставлять группу без командира нельзя, он, преодолевая боль ранения, принял командование на себя и не ушел с поля боя до выполнения поставленной задачи.
При занятии села Ново-Свинухово большую роль сыграла группа автоматчиков в количестве пяти человек во главе с тов. Габдуллиным, которая, зайдя с фланга и проникнув в центр села, вызвала панику среди фашистов. В это время подоспела рота второго батальона и село было освобождено. Немцы, бежавшие в панике, оставили в селе свыше 30 легковых и грузовых машин, 2 склада с вещевым и продуктовым довольствием, а тов. Габдуллин с группой своих бойцов захватил в плен 12 фашистов, среди которых был 1 офицер.
Село Бородино, с боем отбитое у немцев, явилось важным стратегическим пунктом, из которого ряд дорог соединял немцев со Старой Руссой. На наше подразделение, расположенное на защите села Бородино, немцы бросили полк эсэсовцев «Мертвая голова». Для срыва наступления немцев была послана рота автоматчиков во главе с тов. Габдуллиным для удара с правого фланга по противнику. В течение боя, длившегося около 7 часов, Габдуллин пять раз ходил в атаку и контратаку с возгласами «За Родину!», «За Сталина!» и четыре раза отбивал атаки немцев, пытавшихся обойти с фланга наше подразделение. В ходе боя противник, потеряв много убитыми и ранеными, отступил, село Бородино осталось за нами.
Личный пример тов. Габдуллина воодушевлял бойцов.
Ранее представленный к присвоению звания Героя Советского Союза автоматчик Тулеген Тохтаров является воспитанником тов. Габдуллина.
(Герои Советского Союза Казахстана. Алма-Ата, 1945. С.125-127.)
С января 1943 года до ноября 1944 года М. Габдуллин был агитатором политуправления Калининского, затем 1-го Прибалтийского фронта, руководителем группы по работе с бойцами нерусской национальности Главного Политического Управления Красной Армии. Примечательно, что Политическое Управление Красной Армии в 1943 году выпустило на казахском языке красноармейскую листовку, специально посвященную М. Габдуллину. В этой листовке, полной патриотических размышлений и призывов, героические поступки Малика, человека красивого и притягательного, милосердного к людям, но жестокого к врагам, особого творческого склада, преподносятся советским воинам в качестве примера. Текст занимает три страницы и начинается следующими словами: «Воины-казахи! Вы, наверное, слышали о Герое Советского Союза, гвардии майоре Малике Габдуллине. Малик — достойный сын Советского Союза. На фронтах Великой Отечественной войны в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками за свободу и счастье любимой Родины Габдуллин совершил немало замечательных подвигов».
В этой связи, думается, уместно привести и высказывание известного русского писателя Бориса Полевого в его очерке «Рождение эпоса», опубликованном в газете «Правда» от 25 апреля 1943 года: «…Малик-батыр силен, смел; хитер, как степной лис; что у него ухо джейрана, которое слышит врага на много верст; что у него глаза сокола, который видит врага, как бы тот ни прятался; что у него рука не устанет убивать немецких шакалов, и чем больше она убивает, тем сильнее становится: что от одного вида Малика-батыра немцы обращаются в бегство».
Малик Габдуллин в годы Великой Отечественной войны показывал не только образцы истинного героизма, но и удивительную человечность, ни для кого не жалел тепло своего большого сердца. Так, в дни ожесточенных боев под Москвой он встретил беспризорного пятилетнего мальчика Вову, оставшегося без родителей, и сдал его в Московский детский дом, зарегистрировав под фамилией Гвардейцев. Заслуживает внимания долгий и непростой процесс формирования политруком настоящего солдата из маминого сыночка, ни к чему не приспобленного Булата. Или же такой пример: когда в 1943 году поэма видного казахского поэта Дихана Абилева «Майданбек» необоснованно была обвинена в политической несостоятельности, именно М. Габдуллин спас автора от репрессии.
Храбрый командир, отличавшийся героизмом, мужеством и высокими человеческими качествами, политработник, прошедший прекрасную школу Красной Армии и чутко чувствующий душу воинов, М. Габдуллин за годы войны был награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны I степени, медалями «За оборону Москвы», «За победу над Германией», «За взятие Вены».
С ноября 1944 года до 28 марта 1946 года он работал начальником агитационно-пропагандистского отдела Главного Политического Управления Министерства обороны СССР.
После войны Малик Габдуллин вернулся в родную научную стихию. Он работал сначала заместителем директора, затем директором Института языка и литературы Академии наук Казахской ССР, в 1951-1963 годы — ректором КазПИ, а с 1963 года до конца жизни — заведующим отделом фольклора Института литературы и искусства имени М. О. Ауэзова Академии наук республики.
М. Габдуллин три раза избирался депутатом Верховного Совета СССР. Участвовал во Всемирном конгрессе демократической молодежи, прошедшем в 1945 году в Лондоне. В составе парламентской группы Верховного Совета СССР побывал в Финляндии (1953), Бельгии (1957), Югославии (1957).
Талант М. Габдуллина многогранен, разносторонен. Его научный, ратный, гражданский, писательский труд, мастерство критика, а также общественная, интеллектуальная, педагогическая деятельность — все это тема отдельного, большого разговора.
Важной его заслугой является создание военных мемуаров.
В своих книгах «Менің майдандас достарым» [«Мои фронтовые друзья»] (1947,1985), «Алтын жұлдыз» [«Золотая звезда»] (1948), «Майдан очерктері» [«Фронтовые очерки»] (1959), «Ел намысы — ер намысы» [«Честь народа — честь джигита»] (1966), «Сұрапыл жылдар» [«Суровые годы»] (1972) Малик Габдуллин изобразил героическую жизнь прославленного генерала И. В. Панфилова и бесстрашного сына Алтая Тулегена Тохтарова, старого журналиста-переводчика, отважного разведчика Бахтияра Мендыгазина и воина-композитора Рамазана Елебаева, комиссара Ахметжана Мухамедиярова и Балтабека Жетписпаева, политруков Василия Клочкова и Манапа Мусина, командира полка Ильи Капрова и капитана Гундиловича, многих других боевых товарищей. Силой художественного слова показал героические действия 8-ой Гвардейской панфиловской дивизии, воинов-казахстанцев.
В произведениях Малика Габдуллина изображены образцовые, героические дела, гордый дух, воля к победе, настроение и чувства, заветные мечты, честь и гордость, национальные обычаи и традиции воинов-казахстанцев, показавших во время Великой Отечественной войны удивительное упорство, терпеливость и выдержанность, а также народно-педагогический опыт, философские размышления о жизни и мире, фронтовая правда. Уместно приводятся и красивые высказывания, находчивость бойцов.
Малик Габдуллин — смелый исследователь, внесший солидную лепту в национальную фольклористику. В 1947 году он защитил кандидатскую диссертацию на тему «Проблемы научного исследования эпоса «Кобыланды батыр»», которую не успел защитить в связи с началом войны. В ней им высказаны очень ценные мнения об истории исследования, художественно-образных нюансах данного героического эпоса.
А в монографии «Устная литература казахского народа», которая переиздавалась четыре раза, М. Габдуллин размышляет, делает научные обобщения и выводы об отличии фольклора от письменной литературы, об истории собирания, публикации и исследования казахского фольклора, о вопросах схожести и традиции, вариантах и их причинах в сказках, о природе синкретизма, о происхождении фольклора, о героических поэмах, лиро-эпических дастанах, произведениях на темы быта и обычаев, поэмах-заклинаниях и поэмах-молениях, пословицах и поговорках, о свадебных и обрядовых песнях, о творениях искусства импровизации, о построении и языке поэм родного народа. Ученый, умело классифицируя, анализирует природу казахского фольклора, его познавательные, назидательные, воспитательные свойства и характер. Особо следует отметить то, что он, максимально охватывая историко-литературные факты и сведения об Асане Кайгы, Жиренше шешене, Алдаре-косе, Ходже Насреддине, создал цельное творение.
До настоящего времени вышеуказанная монография является единственным, постоянно используемым студентами высших учебных заведений учебным пособием по казахскому фольклору. Ее автор создал для студентов вузов также соответствующие программу и хрестоматию.
Ученый-фанатик духовного наследия предков глубоко размышлял и о «белых пятнах» устной литературы, о чем свидетельствуют неопубликованные исследования «О казахском эпосе», «Едиге» (1969).
М. Габдуллин внес большой вклад в воспитание подрастающего поколения. В своей книге «Советы родителям о воспитании» (1966) он делится своими мнениями по поводу участия духовно-художественного наследия народа в воспитании молодой поросли. Призывает быть защитниками отечества, правдивыми, справедливыми, культурными. В этом и заключается ценность данной книги. Он является также автором учебника по казахской литературе для восьмого класса средней школы.
М. Габдуллин сказал свое слово и по истории, и по критике литературы.
Если Малик-батыр геройски сражался с врагами на поле брани, трепетно писал о своих фронтовых друзьях товарищах, прекрасно разбирался в летописи-шежире, щедро распространял вокруг себя, внедрял в сердца и души тысяч воспитанников свет знаний и добра, освещал этим светом их жизненный путь и духовный мир, был весьма справедливым на словах и в деле, сполна служил обществу, написал очень ценный учебник для студентов высших учебных заведений по национальной фольклористике, то и Родина соответствующим образом отнеслась к своему достойному сыну, оказывала ему высокие почести, удостаивала лавров славы.
В целом образцовая жизнь и творческий труд Малика Габдуллина, который не щадя жизни защищал Родину в годы войны, а в мирное время глубоко исследовал духовное наследие предков, самоотверженно служил на благо родного народа, широко известны в стране.
М. Габдуллин в лихую годину показывал настоящий героизм, сделал немало добрых дел для истории, для будущих поколений. Демонстрировал замечательные образцы отваги и решительности как в жестоких сражениях на поле брани, так и в последующем — в педагогической деятельности. Поистине мощный заряд ума и храбрости был заложен в него природой. Это только сказать легко. А в действительности его отвага, наводившая ужас на противника, умение мастерски сочетать методику с конкретным делом, найти выход из любого трудного положения, а также творческая хватка подняли его на уровень достойного сына народа, заслуженной личности.
Перевод с казахского Госмана ТОЛЕГУЛУЛЫ.