Программа в действии
По данным доклада «О состоянии психического здоровья и психиатрической помощи», подготовленного экспертами Всемирной организации здравоохранения, в настоящее время каждый четвертый — пятый житель планеты нуждается в психиатрической помощи, а депрессия к 2020 году станет вторым по распространенности заболеванием в мире после болезней сердечно-сосудистой системы.
Помочь заболевшим людям облегчить течение заболевания, добиться устойчивой ремиссии, сохранить социальные связи призвана психообразовательная программа «Каталист», реализуемая во многих странах мира, в том числе и в Казахстане. В Казахстане данная программа называется «Үміт». О том, каковы первые результаты ее внедрения в нашей области и перспективы дальнейшего развития, мы беседуем с заместителем главного врача областной психиатрической больницы Светланой Хасеновой.
— Светлана Карабалиновна, в чем суть этой программы?
— Психообразование — это одно из мероприятий, которое является важным элементом психопедагогической работы. А она — составная часть психотерапии, наряду с трудотерапией, арттерапией, личными неформальными беседами доктора с пациентом. Общение с каждым больным сугубо индивидуально, его содержание зависит от особенностей пациента, характера и стадии его заболевания. Но, в любом случае, очень важно помочь ему научиться самостоятельно анализировать свои проблемы, выстроить примерно такой алгоритм рассуждений: «Почему тебе назначен этот препарат? — Он дает мне хороший, крепкий сон. Утром я чувствую себя бодрым и отдохнувшим. — Значит, ты понимаешь, что у тебя проблемы со сном. Давай подумаем, почему они возникли…». Очень многие больные способны к глубокому анализу своих проблем. Особенно больные шизофренией. Программа помогает им заняться самоанализом, осознать важность своевременного выполнения всех рекомендаций доктора.
Очень важно, что участниками программы становятся не только люди, страдающие психическими и поведенческими расстройствами, но и их ближайшее окружение — родственники, опекуны. То есть те, кто наблюдает за течением заболевания, ремиссии, выздоровления не просто ежедневно, а ежечасно, накапливая очень важную информацию. Но при этом часто не может понять, объяснить происходящее с близким человеком, помочь ему в полной мере. Ведь какие-то проблемы можно корректировать уже при возникновении первых симптомов, очень важно научиться определять предупредительные знаки, которые свидетельствуют о рецидиве заболевания. Я бы особо отметила, что эта программа помогает выстроить цепочку: пациент — психиатр — родственник.
Необходимо отметить еще один аспект программы. Она полностью соответствует Кодексу Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения», где в числе прав больного названо и право на получение информации о своем заболевании. С письменного согласия больного этим правом обладает и его законный представитель. Доктор обязан рассказать пациенту о характере заболевания, о возможных болезненных ощущениях, рекомендуемых методах лечения.
— Важной стороной программы является то, что она нацелена на оказание помощи не только людям с психическими заболеваниями, но и их родственникам. Расскажите об этом подробнее.
Сразу хочу сказать, что от заболевания близкого человека психическим расстройством никто не застрахован. Тем более, это не зависит от социального статуса, материального положения семьи. Семьи разные вот в каком отношении: кто-то берет за руки, отслеживает каждый шаг, помогает. А кто-то начинает стесняться, люди скрывают, чувствуют себя виноватыми, подолгу не обращаются к специалистам, отгораживаются от мира. Приходят к нам, когда заболевание зашло далеко, и лечение понадобится более продолжительное и непростое.
Такое поведение семьи играет негативную роль в развитии заболевания у человека.
Есть большая категория больных, которые себя таковыми не считают. Их родственники — тоже. Открыть глаза на характер заболевания, ход его течения и лечения — важная часть программы.
Когда заболевает кто-то из членов семьи, то, практически, все родственники проходят одинаковые стадии развития отношения к этому: неверие, непонимание, потом — осознание, отчаяние, смирение. Отчаяния, смирения быть не должно.
Отсутствие понимания и поддержки делает по-настоящему бедственным положение не только больных, но и семьи в целом. А желание помочь и уверенность в том, что это можно сделать, не только облегчают течение болезни, но и сплачивают семью, делают ее дружнее. Очень важно, что программа, пусть косвенным образом, но способствует этому.
В рамках программы я на протяжении нескольких недель работала с группой родственников, опекунов наших пациентов. И видела, как изменяется их настроение. «Я поняла, что не одинока в своих проблемах, — говорила мне дочь одной пациентки, болеющей на протяжении нескольких лет. — Теперь я лучше понимаю и свою маму. Что она ощущает, что переживает и как ей помочь, как важно вовремя обратиться к доктору, рассказать о своих наблюдениях за поведением мамы».
Участники программы знакомятся, делятся своими проблемами, учатся решать их не только с помощью доктора, но и друг друга. Созваниваются, общаются и после того, как занятия в рамках программы завершаются. Очень важно, что они перестают скрывать проблемы от окружающих.
— Каким образом программа «Үміт» способствует социальной реабилитации людей с психическими и поведенческими расстройствами?
— Знаете, мне порой бывает очень обидно за наших пациентов. Часто в обществе они воспринимаются, как носители определенной стигмы (клейма, отметины). Это отношение идет из глубины веков, преодолеть его сегодня очень непросто. Сложившиеся стереотипы, предубеждения по отношению к людям с психическими и поведенческими расстройствами по-прежнему очень сильны. А ведь все начинается с семьи. Очень часто люди стараются скрыть пришедшую в их дом болезнь, боясь, что эта отметина ляжет на всех родственников. Происходит это потому, что многие люди подвержены распространенному в обществе мнению, что при психическом заболевании обязательно страдает генетика. Конечно, генетический фактор часто играет свою роль, но есть больные, у которых наследственный фактор не прослеживается, а заболевание более глубокое, тяжелое. Нельзя пытаться изолировать заболевшего от посторонних, до минимума сводить его контакты с окружающими.
Программа как раз и нацелена на слом этих стереотипов, гуманизацию общества в целом. Отказаться от страха огласки, предубеждений, прежде всего, должны сами родственники, а затем уже своим примером и действиями сподвигнуть к этому окружающих.
Прочность предубеждений особенно проявляется при попытках наших пациентов устроиться хоть на какую-то работу. Даже в рамках предусмотренных квот для инвалидов работодатель, скорее, возьмет человека с каким-либо иным заболеванием, но не тех больных, о ком мы говорим с вами сегодня. А ведь наши пациенты в подавляющем большинстве никакой опасности для окружающих не представляют, они очень исполнительны, преданы своей работе. Да, как и любой человек с особенностями развития, они нуждаются в большем внимании и понимании. Но разве отношение к больным людям не является одним из критериев степени цивилизованности общества?
В этом году Казахстан ратифицировал международную Конвенцию о правах инвалидов. Уверена, что выполнение взятых страной высоких обязательств поможет и нашим пациентам найти свое место в социуме.
— Каковы перспективы дальнейшего развития программы?
Программа очень востребована современным обществом. Отсюда и ее перспективы. Само ее название «Каталист» означает — катализатор, а «Үміт» — означает надежда. Она и задумана с целью стать катализатором изменения отношения и самих больных к своему заболеванию, и отношения их родственников, и общества в целом. С надеждой на светлое будущее…
При реализации программы возникает эффект «снежного кома». Мы даем нужные знания близким родственникам, учим их адекватно реагировать на многие сложные ситуации, они делятся своими знаниями сдругими людьми…
Представляется целесообразной интеграция отдельных элементов программы в учебные программы медицинских вузов.
Чем эффективнее мы будем реализовывать эту и подобные ей программы, тем быстрее и чаще фраза «Надо посоветоваться с психотерапевтом», привычная на Западе, будет звучать и у нас.
Беседовала Нина МИТЧИНОВА.