План нации «100 конкретных шагов. Современное государство для всех» по реализации пяти институциональных реформ Главы государства Нурсултана Назарбаева, принятый в конце мая, является документом огромной общественно-политической и социально-экономической важности. Как отмечено в преамбуле, это — ответ на глобальные внутренние вызовы и одновременно план нации по вхождению в тридцатку развитых государств в новых исторических условиях.
Поскольку велика значимость этого программного документа, с момента его опубликования повсеместно идет широкая разъяснительная работа. Созданные в этих целях как на республиканском уровне, так и на местах информационно-пропагандистские группы проводят ее в трудовых коллективах предприятий, учреждений, организаций и т.д. Примечательно, что за это время только в областном центре побывали вице-министры трех ведомств, которые встретились с представителями общественности города и доводили до них основные направления Плана нации «100 шагов». Тут важно отметить и то, что на прошедших мероприятиях участниками высказывалось очень много мнений, предложений по дополнению, конкретизации, усилению, на их взгляд, отдельных положений этого документа. Причем это вытекало из самой его сути, предполагающей коренные преобразования в обществе и государстве, главная цель которых — «лечение системных заболеваний», а не сглаживание их «внешних симптомов». Поэтому и разговор шел на этих встречах весьма заинтересованный, порой даже острый, с позиции созидательности, с прицелом на достижение нашей нацией достойного будущего.
У моего коллеги по Научно-экспертному совету Ассамблеи народа Казахстана, крупного ученого-историка из Алматы Георгия Кана есть любимое выражение: «Если не знать, куда плыть — ни один ветер не будет попутным». А в преамбуле Плана нации тоже говорится, что он призван помочь нам «не сбиться с пути реализации Страте-гии-2050». То есть, поступательное движение вперед предполагает четкое видение перспектив и определение конкретных путей их достижения. Поэтому, видимо, не случайным является то, что в Южной Корее есть так называемое министерство будущего. В том, что эта страна сейчас динамично развивается, наверняка, есть вклад данного ведомства.
Теперь несколько своих мнений. В 4-ом блоке Плана «Идентичность и единство», в 85-м шаге говорится о разработке проекта патриотического акта «Мәңгілік Ел». Но именовать масштабное, долгосрочное и концептуальное дело словом «акт», думается, не совсем правильно, это не соответствует его значимости. Несколько лет назад у нас была принята «Доктрина национального единства» — очень солидный идеологический документ, но, мне кажется, о ней быстро забыли. А ведь она была создана в результате дискуссий, прошло горнило общественного обсуждения. Было бы целесообразно взять оттуда ряд основных ключевых мыслей, ввести в указанный проект, придав им актуальность, и назвать «патриотической концепцией (или доктриной) «Мәңгілік Ел». При этом красной нитью должна проходить идея подъема национального духа нашего народа.
Принять какое-либо решение — лишь начало серьезного дела. Самое главное должно следовать потом — кропотливая работа по его осуществлению. К сожалению, мы до сих пор страдаем недугом, оставленным в наследство советской действительностью. Это — кампанейщина, ура-патриотизм, создание видимости бурной деятельности, отсутствие системного контроля за выполняемой работой. В итоге, не доводя до конца начатое, не ставя в известность людей о полученных результатах, не заслушивая отчеты конкретных исполнителей по каждой отрасли, каждому участку и не давая должной оценки результату, приступаем к новому делу с новыми лозунгами. Об этом и о продвижении идеи Общества Всеобщего Труда хорошо сказано в 88-ом шаге, он заслуживает полной поддержки. И вообще, повседневная плодотворная, сознательная, заинтересованная, качественная работа каждого на своем месте должна стать фундаментом общественного менталитета. Как-то один большой ученый в своем выступлении говорил, что главный жизненный девиз американцев — «Молись и трудись!». В этих двух словах, мне кажется, заложена простая, но глубокая философия.
В 89-ом шаге говорится о вопросах образования, но, думается, недостаточно. Ибо эта сфера — основа основ, истоки общественного сознания, патриотизма, даже государственности, ведь становление будущего члена общества начинается с детского сада, со школьной парты. К сожалению, частая смена министров и их реформы словно превратили это ведомство в экспериментальный полигон. Такое ощущение, будто у нас постоянно стремятся внедрить все, лишь бы это «все» было не нашим, а западным. Не лучше пи заняться в первую очередь обеспечением школьников качественными, однотипными, соответствующими требованиям времени учебниками? Или, скажем, созданием в национальном духе мультфильмов для детей. И это далеко не мелочь. Ведь все же понимают, что сейчас именно экран «телеящика» во многом формирует мировосприятие, кругозор, даже нормы поведения юных душ.
Говоря о концепции «Мәңгілік Ел», я бы самое серьезное место отвел языковой политике, и не только потому, что долгие годы своей жизни посвятил данной сфере, а потому, что считаю ее важнейшей составляющей самого понятия государственности. Ибо Вечную страну, экономически сильную, высокообразованную, народ должен строить, максимально используя созидательный, консолидирующий потенциал родного языка. Не зря, видимо, великий философ Гегель говорил, что «Самый главный фактор образованности, цивилизованности начинается с умения говорить на родном языке и уважения к нему». Один из шагов в новом документе, поскольку это План нации, на наш взгляд, можно было бы посвятить созданию Национального корпуса казахского языка, что вызвано серьезным отставанием от мировой практики — сегодня многие крупные и малые языки имеют свои национальные корпуса.
Национальный корпус языка — это уникальный инновационный справочник о языке, превышающий возможности всех взятых вместе словарей грамматик, созданных трудом многих поколений лингвистов-лексикографов. Как утверждают ученые, он позволяет проследить историю и перспективы развития языка, только с его помощью можно обеспечить адекватные научные исследования лексики и грамматики языка, а также фиксацию непрерывных процессов языковых изменений, происходящих на протяжении нескольких столетий. Учебники и учебные программы должны быть ориентированы на Национальный корпус, на его основе должны составляться авторитетные академические грамматики и словари. Он должен быть уникальным по объему (200-250 миллионов словоупотреблений), полно, адекватно и пропорционально представляющим все существующие на казахском языке письменные и устные дискурсы (от рекламного до художественного).
То есть, создание Национального корпуса казахского языка — одна из важнейших государственных задач, реализация которой может быть осуществлена совместными усилиями министерств образования и науки, культуры и информации, специалистов по языку, издательств и редакций, программистов и т.д. Поэтому при встрече с руководителями соответствующих республиканских ведомств мы обращаем внимание на необходимость решения данной проблемы. На наш взгляд, это непременно будет способствовать укреплению идентичности и единства нашего общества, построению современного государства для всех.
Госман ТОЛЕГУЛ,
журналист, писатель—переводчик,
член Научно—экспертного совета Ассамблеи народа Казахстана.