Минимум бумаг, максимум контроля

100-1В Плане нации «100 конкретных шагов» по реализации пяти институциональных реформ Главой государства Нурсултаном Назарбаевым определен комплекс мер, направленных на поддержку и развитие малого и среднего бизнеса, роль которого определена как драйвера экономического роста Казахстана.
Приоритетные институциональные реформы являются своеобразным ответом на существующие вызовы, которые сегодня возникли в мировой экономике в условиях глобализации, очередной волны финансового кризиса. В этих целях, для повышения конкурентоспособности казахстанского бизнеса на международной арене проводится работа по улучшению качества таможенного и налогового администрирования. Исходя из этого, Комитетом государственных доходов МФ РК инициированы изменения и дополнения в Таможенные и Налоговые кодексы РК.

В результате принятия Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан» при таможенном декларировании товаров ряд документов теперь не является обязательным для предоставления в таможенный орган. Это — документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию; подтверждающие уплату таможенных платежей и налогов; сертификат о происхождении товара. Кроме того, документ, подтверждающий совершение внешнеэкономической сделки, предоставляется в случае отсутствия счет-фактуры (инвойса).

В целом, с момента создания Комитета государственных доходов Министерства финансов РК (т.е. с августа прошлого года), значительно сокращено количество документов, представляемых в таможенную службу при осуществлении внешнеторговых операций. Так, при экспорте нужно представить 3 документа вместо 10, а при импорте — 4 вместо 12. Для облегчения внешнеэкономической деятельности функции по проведению транспортного, санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, фитосанитарного, радиационного контроля с февраля текущего года осуществляются только одной службой в лице таможенных специалистов.

119-5-1

Расширяется электронный формат услуг. На стадии тестирования находятся работы по представлению таможенной декларации с использованием электронно-цифровой подписи через Кабинет налогоплательщика. Реализован публичный электронный сервис по таможенным тарифам, где каждый участник внешнеэкономической деятельности может самостоятельно бесплатно получить справочную информацию по определению кода товарной номенклатуры, ставки   пошлин   и   необходимость сбора разрешительных документов. Раньше это можно было сделать платно через брокера.

Идет реформирование системы управления таможенными рисками. Происходит переход от оценки риска товара на оценку риска участника внешнеэкономической деятельности на основе его налоговой, таможенной истории и другой информации. В результате сокращается время оформления грузов и соответственно, издержки для бизнеса. Осуществляется консолидация добросовестных участников внешнеэкономической деятельности и повышение их профессиональности. В рамках этого процесса идет совершенствование института «уполномоченного экономического оператора», то есть оператора, занимающегося внешнеэкономической деятельностью на постоянной основе, получивший данный статус автоматически считается доверенным лицом, и в отношении него применяются упрощенные процедуры таможенного досмотра, так называемый «зеленый коридор».

Внедрение участниками внешнеэкономической деятельности принципа «Добровольного признания ошибок» предусматривает освобождение от административной ответственности за нарушения таможенного законодательства при их добровольном устранении до наступления таможенной проверки. Теперь такая возможность закреплена на законодательном уровне.

В рамках реализации принципа «единого окна» запущен пилотный проект по оптимизации отдельных налоговых и таможенных услуг. В департаменте с апреля текущего года оборудован центр оказания государственных услуг, в котором размещены сотрудники управлений и таможенного поста «Кокшетау-центр таможенного оформления». В созданном центре предоставляются таможенные и налоговые услуги, в том числе и услуга «Таможенная очистка и выпуск товара». Сотрудники центра разделены на две группы — группу приема и выдачи и группу обработки. Прием и выдача документов осуществляются по принципу «единого окна» группой приема и выдачи, что исключает контакты услугополучателей с группой обработки документов.

Проводится дальнейшая интеграция таможенной и налоговой информационных систем, при которой импортер будет отслеживаться в целях налогообложения от момента ввоза товара на территорию Казахстана до его реализации. Сквозной контроль предполагает возможность доступа к необходимой информации на любом этапе осуществления таможенных операций, он позволит сосредоточить в одном информационном ресурсе огромный массив данных о товарных партиях, участниках ВЭД, результатах применения форм таможенного контроля и т.д.

Все эти шаги основываются на прозрачности, понятности процессов, способствующих созданию благоприятного инвестиционного климата, в условиях которого легко и просто вести бизнес.

Сейтгали МУЛЬКИН,
заместитель руководителя департамента государственных доходов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также