Гостиная «АП»
Народная артистка РК, почетный гражданин г. Кокшетау, кавалер ордена «Парасат» Жибек Багисова отметила 8 октября 75-летний юбилей. Замечательная актриса Казахского музыкально-драматического театра им. Ш. Хусаинова радует зрителей яркими и самобытными женскими образами уже 56 лет. Свой нынешний день рождения она встретила на сцене, играя в спектакле «Люстра» по пьесе Ильгиза Зайниева (режиссер-постановщик Фархатбек Канафин). Словом, эту обаятельную женщину с распахнутым сердцем, неподражаемую актрису, с вдохновенным творчеством которой связана целая эпоха в истории казахского театра, в тот день чествовали и коллеги, и поклонники ее творчества.
В преддверии юбилея пригласили в гостиную «АП» народную артистку Жибек Багисову и мы.
Справка «АП»: Жибек Багисова родилась в п. Бурабай (по документам в г. Степняке Енбекшильдерского района). Ее случайный дебют в кино состоялся в 17-летнем возрасте в 1957 году. А с 1959 года началась профессиональная театральная карьера актрисы, которая сыграла более чем в 60 спектаклях.
— Жибек Есекекызы, от имени всех читателей «АП» поздравляем Вас с юбилеем, желаем крепкого здоровья, чтобы Вы еще долго радовали театральную публику. Скажите, откуда в сельской девочке родилось желание стать актрисой?
— Судьба ко мне, девчонке, родившейся и выросшей в одном из красивейших мест — Бурабае — всегда благоволила. Благодаря родителям мамы я, никогда не видевшая своего отца, погибшего на фронте, росла баловнем. Дедушка с бабушкой не дали мне почувствовать себя сиротой. Бабушка была построже, хотела, чтобы я, как будущая хозяйка, научилась всем тонкостям женской домашней работы. А дедушка меня сильно баловал, забирал с собой в лес, на сенокос, научил меня кататься на лыжах, ездить на велосипеде и лошади. Вот это мое умение бесстрашно скакать на коне и сослужило великую службу: в 1957 году в Боровом режиссер Ефим Арон снимал фильм «Ботагоз» по одноименной повести Сабита Муканова. И для эпизода, в котором люди волостного старшины Итбая воруют Ботагоз, бросив ее поперек седла, нужна была девушка, умеющая ездить на лошади, там ведь героиня еще и спрыгивает с коня на скаку. Соседка, у которой как раз квартировала неподражаемая Гульфайрус Исмаилова — та самая Ботагоз, — назвала ей меня. А я согласилась на предложение, не раздумывая. Так сельская девушка, не знавшая ничего толком о кино, не видевшая никогда телевизора, стала дублером главной героини, не понимая, с какими знаковыми актерами, конечно, тогда еще молодыми, довелось соприкоснуться. Но магические семена этого искусства, очевидно, успели прорасти в моей душе, поскольку чуть позже во время съемок я подошла к Гульфайрус и сказала, что хочу быть артисткой.
— То есть после окончания школы Вы отправились поступать на артистку?
— Я уехала в Алма-Ату вместе с актерами тем же летом, будучи выпускницей 9-го класса… Да-да. Но все произошло с благословения дедушки, к которому пришел просить за меня сам Канабек Байсеитов, актер, сыгравший в фильме роль волостного старшины Итбая, которого об этом в свою очередь попросила ставшая моей старшей сестрой Гульфайрус Исмаилова. Словом, я поступила в вокально-хоровую студию при Алма-Атинском оперном театре им. Абая, руководителем которой и был Канабек Байсеитов. Конечно, предварительно он прослушал меня, проверил мои вокальные данные, слух, чувство ритма. По сей день я с глубокой благодарностью вспоминаю всех, кто обратил на меня тогда внимание, направил меня на творческий путь, а особенно своего дорогого дедушку, который, как бы тяжело ему ни было, отпустил меня, девчонку, в далекую Алма-Ату, дав мне возможность реализовать себя таким образом.
— Более 35 лет Вы служили на сцене Кзылординского драматического театра им. Нартая Бекежанова. Чем дорог Вам этот период жизни?
— По окончании студии в 1959 году я попала в Талды-Курганский областной казахский драматический театр в качестве актрисы. А в конце того же года наш театр переводят в Кзылорду, где я отработала 35 лет. Дорого это время тем, что здесь шло мое актерское становление, в 27 лет меня удостоили звания заслуженной артистки РК, позже звания народной артистки РК, избиралась депутатом. Там я познала огромную зрительскую любовь, популярность, играла главные роли, о которых иные актрисы мечтают годами. Словом, в этом городе, который очень люблю, я была баловнем судьбы.
— И на фоне всего этого Вы вдруг принимаете решение возвратиться в Кокшетау.
— Не скажу, что это было спонтанное решение, оно назревало внутри как-то исподволь. Старший сын работал в тогдашней Акмоле и звал нас к себе, но более настаивал на моем переезде наш незабвенный друг, основатель, художественный руководитель и главный режиссер Государственного казахского музыкально-драматического театра им. К. Калибекова Жакып Омаров, при каждой встрече настойчиво выговаривая мне: «Возвращайся домой, пора знакомить с творчеством своих земляков». В 1994 году, взяв с собой младшего сына, я приехала в Акмолу лишь посмотреть, оглядеться, а, прийдя в театр к Жакыпу, узнала, что уже и приказ подписан о принятии меня в его штат… На следующий год, в 1995-м, в Кокшетау распахнул двери казахский музыкально-драматический театр им. Ш. Хусаинова, где я и, обосновавшись, работаю уже 20 лет.
— В Кзылорде Вы встретили своего супруга. Помните тот счастливый миг?
— Конечно. На первомайские праздники пошли с подругами на танцы, там и познакомилась с городским парнем, нефтяником по профессии. Три года дружили, и я, наконец, согласилась стать его женой, да и время подошло замуж выходить (смеется). Безусловно, как женщине, мне было трудно совмещать рабочий график с гастрольными поездками и семейные обязанности, родились дети, у нас четверо сыновей, но муж меня поддерживал во всем и помогал.
— Четверо сыновей, Вы счастливая женщина, которую окружают пятеро любимых мужчин. А дети не пошли по Вашим стопам?
— Они все у меня любят театр, творчески подкованные. Младший даже окончил театральный факультет Жургеновской академии, но не захотел работать в театре.
— Жибек Есекекызы, а Вы из тех актрис, что полностью подчиняются роли режиссера или всегда со своим видением роли?
— Работа должна строиться на взаимном согласии, если взгляды режиссера и актера полностью совпадают, то и сценический образ получается точным, прекрасным. Нужно, разумеется, прислушиваться к режиссерской трактовке и вместе с тем необходимо, чтобы в твою роль вошло что-то из глубины собственной души, из твоего человеческого, жизненного опыта. Образ, в который ты перевоплощаешься, должен всегда быть естественным, неподдельным в своих чувствах и переживаниях.
— Ну Вам—то, единственной в нашей области народной артистке РК, можно и покапризничать.
— Это абсолютно не в моем характере, не умею я капризничать, требовать, бить себя кулаком в грудь. И что значит народная артистка? Это человек, вышедший из народа, работающий для народа, то, что я достигла в своей жизни каких-то высот — заслуга не только моя.
— Кстати, в коллективе Вас называют не иначе, как мамой, мамулей. Такое отношение дорогого стоит, но и обязывает.
— Да они все, словно мои дети. Хочется помочь каждому из них, ведь у молодежи, приходящей на работу в театр, как правило, невысокая заработная плата, нет собственной крыши над головой, они вынуждены арендовать жилье. А бытовая неустроенность, как известно, тяжело переносится, мешает работать, уходить в творчество с головой. Как могу, я пытаюсь поддержать молодых, талантливых ребят, говорю об их проблемах при случае и с трибун, и на различных встречах. Подсказываю, помогаю в процессе творческого перевоплощения, стараясь делать это мягко, неназойливо. На мой взгляд, намного быстрее дойдет до человека посыл, сказанный искренне, в уважительной форме.
— Свой юбилей Вы встречаете на сцене родного театра, чтобы встретиться с публикой и подарить поклонникам незабываемые эмоции. Думаю, их горячие аплодисменты будут лучшим подарком в такой день?
— Вы правы, по сей день придает силы, заставляя забывать о каких-то жизненных невзгодах то самое волнительное предвкушение выхода на сцену. Признаться, не думала, что буду играть одну из особенно интересных для меня ролей в свой день рождения, и оттого этот выход к зрителю для меня особенен, впрочем, как и все другие. И за это все я испытываю чувство огромной благодарности своему театру, его руководителю и дорогим коллегам, и моим зрителям.
— Большое спасибо за беседу. Желаем Вам еще множество волнительных встреч с Вашим зрителем и будем ждать новых, ярких ролей.
Вопросы задавала РАУШАН УТЕУЛИНА.