Нашим авторам слово: Воскресный день на Букпе, Асыки, Снова жизнь и ярка, и бездонна…

Воскресный день на Букпе
Солнечное утро. Воздух по-осеннему прохладен. Робко падает березовый лист. А вот клен уже оделся в золотой наряд. Такую картину можно наблюдать, посетив окрестности города Кокшетау в районе сопки Букпа, где расположена лыжероллерная трасса.

Это уникальное сооружение стало привлекательным для горожан не только в зимний период, но и летом. Любители активного отдыха приезжают сюда, чтобы совершить пешую прогулку, полюбоваться панорамой города и окружающей природой. Трасса проходит по пересеченной местности с крутыми подъемами и спусками среди «танцующего» березового леса и стройных сосен, поднимаясь по сопкам с разноцветьем местной флоры.

118-4-1

Однако эту идилию нарушает рукотворный «каньон» — результат не совсем продуманных дел. В 70-е годы прошлого столетия здесь решили дополнить лыжную базу трамплином для подготовки молодых спортсменов. Но задумка не удалась, что-то не состыковалось. Обрыв так и остался, обнажая вековые геологические пласты Букпы. Но время лечит и природу. Пробиваясь сквозь каменистые толщи, восстановилась молодая поросль берез и сосен, которые сегодня похожи на стремительно спускающихся вниз спортсменов, летящих надБукпой.

Летом по его крутым склонам взбираются любители экстрима, а зимой — это излюбленное место саночников. Так что спустя время «каньон» становится востребованным.

Между тем вызывает удивление, что на прекрасно оснащенной роллерной трассе редко видно тех, для кого она была сооружена. Роллерная трасса без роллеристов. Так и в этот солнечный день она оказалась пустынной. Не слышно было шума роллерных катков. Подъемы и спуски преодолевали в основном любители пеших прогулок. Возможно, это чистая случайность…
Вениамин СОЛОВЬЕВ.
Фото автора

 ***

Картинки с натуры

Асыки

Нудный моросящий осенний дождь постепенно прекратился к полудню. Сухая осенняя трава намокла и потемнела. Капли дождя еще продолжали падать с кустов на ждущую осенней влаги, потрескавшуюся землю. Ветер стих, но за прибрежным тростником еще всхлипывало озеро. В степи было мрачно и пусто. Картину оживляли несколько летающих над волнами чаек.

О живших здесь когда-то людях напоминали угрюмые мазары, да вросшая в тростник смятая тракторная кабина. Время дождем и ветром съело саманные стены брошенных домов, засеяло колючими кустами селитрянки бывшие улицы и дворы.

Не слышно больше здесь лая собак, мычания коров, моторов техники, радостных криков ребятишек. Как осенние листья во дворе, ветер истории гонял народы по земле. То соберет их в кучу, то разбросает по углам, то вихрем поднимет и унесет прочь. Жили здесь и местные животноводы, раскулаченные крестьяне, репрессированные немцы Поволжья и чеченцы, комсомольцы целины. Одни разводили скот, другие делали тростниковые маты для строящихся целинных совхозов, третьи ловили рыбу и охотились. Всех кормили озеро и степь.

Рядом с одним из бугров белеет кучка асыков — бараньих надкопытных косточек, какими еще играли дети каменного века. Это лисица, выкапывая мышь, случайно наткнулась на «клад». Видимо, какой -то мальчишка спрятал выигранные асыки, уезжая в далекое большое село или город на учебу, да так и не вернулся. Для него эти альчики были тогда местной валютой, с постоянным курсом, на которые можно было выменять складной ножичек, каленый рыболовный крючок или солдатскую кокарду.

118-4-2

Прошли года. Электронные китайские игрушки, монстры-компьютеры и телевизоры привязали к себе «мальчишек радостный народ». Уже редко увидишь зимой в поселках детей, катающихся с горки на санях или лыжах, играющих в хоккей или в снежки, а летом гоняющих мяч или сидящих с удочкой на берегу.

Сейчас этот бывший мальчишка, давно забывший про свои асыки, вероятно, сидит в офисе, ищет в интернете варианты, как заработать денег и жить не хуже других в это, совсем другое время. А вечером включит телевизор, где в какой-нибудь телевизионной викторине зададут вопрос: «Как раньше называлась детская игра в косточки?».

К вечеру, через прорехи серого неба, холодное осеннее солнце позолотило стену тростника. Последние капли дождя заискрились на веточках и листьях растений. Вдоль берега затрусила куда-то по своим делам лисица. Природа приготовилась завершить свой очередной великий жизненный цикл, напоминая о том, что все на Земле преходяще.
Алексей КОШКИН.
Коргалжынский заповедник.

***

Снова жизнь и ярка, и бездонна…

Даже суетливо спешащие прохожие у здания детской художественной школы замедляют шаг, замирая от увиденного зрелища. За витой чугунной оградой сотворено рукотворное чудо: скульптурные композиции на фоне ухоженного сада притягивают взор, заставляя задуматься, «что есть красота, и почему ее обожествляют люди».

В суете повседневности мы порой привыкаем к агрессивному видеополю, из окон домов чаще созерцая бесконечный поток машин, унылые стены безликих панельных многоэтажек, контейнеры с мусором внутри дворов. Но есть в нашем стремительно преображающемся городе образцовые островки эстетики, чудеса современного ландшафтного дизайна.

118-4-3

Каждое лето горожане не перестают восхищаться фантазией и творческим неутомимым задором педагогов кокшетауской художественной школы, неустанно находящих все новые и необычные способы украсить и облагородить парковую территорию школы. Вот и на этот раз на всеобщее обозрение выставлены дипломные работы выпускников этого года — малые архитектурные формы, сотворенные детьми под руководством творческого руководителя Натальи Булгаковой. Забавные фигуры сказочных котиков изобретательно сотворены при помощи прозаичных подручных средств, цемента, арматуры, пластиковых банок, а затем уже готовые скульптурки расписаны в яркой и веселой цветовой гамме. Авторы лучших работ — Дамира Андешева, Томирис Турсунбаева, Лада Фалеева, Диана Байгунова, Айжан Магафирина, Валерия Аипова, наверняка, гордятся тем, что экстерьерные инсталляции столь гармонично вписались в одухотворенный облик их любимой «художки». Если внимательнее приглядеться, то обнаруживаешь, что внутри изящных гибких кошачьих фигурок вделаны импровизированные кашпо, засаженные альпийской изумрудной зеленью. Чудо, да и только. Оглянись, незнакомый прохожий!

А у самого входа в ДХШ радостно приветствует посетителей раскидистое карандашное дерево, выполненное детьми по эскизу преподавателя Ирины Янке. Смело и дерзко разукрашенное в семь цветов радуги, оно напоминает нам — жизнь ярка и бездонна, когда есть жажда творить, когда неистово и одержимо работает сила художественного воображения.

Алия АХЕТОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также