Форум
Два дня -1-2 октября в Астане проходил третий форум машиностроителей Казахстана по теме: «Проблемы и перспективы развития машиностроения в условиях новой экономической ситуации». Цель представительного съезда — обсуждение с потенциальными партнерами и инвесторами таких важных вопросов, как спрос и предложение на рынке машиностроительной продукции, развитие отрасли в условиях новых реалий членства РК в ЕАЭС и ВТО, меры поддержки этой отрасли, привлечение инвестиций и технологическое развитие, повышение конкурентоспособности отечественной продукции.
Организаторами форума выступили: ОЮЛ «Союз машиностроителей Казахстана», Министерство по инвестициям и развитию РК, Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен», Служба центральных коммуникаций при Президенте РК.
В первый день работы состоялись селекционные отраслевые заседания по шести приоритетным направлениям машиностроения: производство машин и оборудования для нефтеперерабатывающей и нефтедобывающей промышленности; электрических машин и электрооборудования; автотранспортных средств, их частей, принадлежностей и двигателей; железнодорожной техники; машин и оборудования для горнодобывающей промышленности; сельскохозяйственной техники. В секционных заседаниях участвовали: члены Совета по экономической политике при фракции партии «Нұр Отан» в Мажилисе Парламента Республики Казахстан, Экспертной группы по направлению «Инновационная экономика» Предвыборной платформы партии «Нұр Отан», представители государственных органов, финансовых и иных институтов развития, предприятий, иностранных инвесторов.
Акмолинскую область на форуме представили руководители и ведущие специалисты четырех крупных промышленных предприятий АО: «КамАЗ-Инжиниринг», «Тыныс», «ЕПК — Степногорск», ТОО «Комбайновый завод «Вектор». Данные предприятия являются ведущими производствами индустрии области, существенно пополняют ее бюджет. На рынке Казахстана АО «КамАЗ-Инжиниринг» действует с 2005 года, занимается производством автотранспортных средств. Номенклатура основной выпускаемой продукции — большегрузные самосвалы, седельные тягачи, бортовые автомобили, спецтехника. Скоростные, экономичные, долговечные и удобные в эксплуатации они находят свое применение во многих отраслях экономики страны. Реализуются на рынке Республики Казахстан.
Год за годом автосборочное предприятие расширяет сферу деятельности. Так, объем производимой продукции с учетом НДС за восемь месяцев т.г. составил 3721,3 млн тенге, произведена 351 единица автомобилей разного назначения. На предприятии занято 183 работника, средняя заработная плата составляет 117,5 тыс. тенге.
Совершенствуется технология производства на ведущем пром-предприятии г. Кокшетау АО «Тыныс». Разнообразна номенклатура выпускаемой продукции. Акционеры изготавливают изделия для авиационной техники, полиэтиленовые трубы, средства пожаротушения, изделия контактной сети, медтехники, продукцию газозапорную и для агропромышленного комплекса, приборы контроля и учета, амуницию для силовых структур. За восемь месяцев текущего года объем производимой продукции с учетом НДС составил 1943,2 млн тенге. На предприятии работают 829 человек, из них 50 трудоустроены в текущем году. Продукция востребована на внутреннем рынке Казахстана, отправляется на экспорт в Россию и Узбекистан.
В связи с грандиозной перестройкой коллектив «ЕПК-Степногорск» более года занимается освоением большой номенклатуры новых для предприятия подшипников. На начало сентября предприятием произведено продукции в действующих ценах на 3157,3 млн тенге. По предварительным прогнозам завод закончит год выпуском 557 тысяч подшипников, в планах на будущий год эта цифра увеличится до 667 тыс. штук изделий.
От 26 собранных зерноуборочных комбайнов в 2010-2011 годах до 222 единиц в текущем — такой разбег взял коллектив молодого предприятия ТОО «Комбайновый завод «Вектор». Скоростные, высокотехнологичные «самоходки» востребованы на внутреннем рынке. С учетом этого руководство предприятия планирует ежегодно производить 500 единиц «Beiaop-410KZ» и освоить производство зерноуборочных комбайнов «Акрос-585». Создается центр сервисного обслуживания производимой сельхозтехники, в будущем году сферу сервиса расширят и все реализуемые комбайны возьмут на гарантийное обслуживание.
На предприятии заняты 50 человек, с вводом в действие новых мощностей их количество увеличится до 90.
К слову, сельхозмашиностроение, как приоритет в сфере промышленного сотрудничества евразийской интеграции ориентировано не просто на замещение импорта. Речь шла об углублении научно-технической кооперации, повышении локализации сборочных предприятий.
На заседаниях секций обсуждены вопросы кадрового обеспечения отрасли, системы сертификации происхождения товара для внутреннего обращения.
На итоговом пленарном заседании форума заслушаны предложения представителей машиностроительных предприятий РК и иностранных партнеров, рекомендации отраслевых секционных заседаний для последующего их внесения на рассмотрение в Правительство РК.
Владимир ХУДЕНКО.