Слово специалисту
Юность и смерть — понятия казалось бы несовместимые, но, увы, и здесь тревожная статистика вносит свои коррективы. Все чаще в ней фигурирует это страшное слово — суицид. Как нам сообщила заместитель главного врача областной психиатрической больницы, врач высшей категории Светлана Хасенова, согласно данным Всемирной организации здравоохранения, суициды в глобальном масштабе являются второй по значимости причиной смерти в возрасте от 15 до 29 лет. В Казахстане в 2013 году было зарегистрировано 3506 случаев суицида, из них 292 среди несовершеннолетних, в 2014 году эти показатели составили 3124 и 192 соответственно.
Из чего следует, что роковая статистика пошла-таки на снижение. Это не может не радовать, но профилактика суицида в молодежной среде по-прежнему остается крайне актуальной и наиболее значимой проблемой современного мира. Почему непоправимые трагедии происходят, каковы их подводные камни, где кроются причины и каких побороть — обо всем этом мы и беседуем со Светланой Карабалиевной.
— Причины суицида сложны и многочисленны, но всегда индивидуальны и комплексны, — утверждает специалист. — Их можно искать в генетических, биологических, психологических и социальных сферах человека. Безусловно, что многие проблемы, в том числе связанные с суицидальным поведением, зачастую плавно переходят, как бы пролонгируются из детства в юношество, а затем и во взрослую жизнь. Современное юное поколение отличается меньшим уровнем адаптации в обществе, чем предыдущие. Есть много факторов риска, одним из которых нередко становится молодежная субкультура. Она диктует свои модели поведения, стили одежды, музыкальные предпочтения, свой сленг, специфические ценности и их символические выражения, характерные для групп молодых людей 12-25 лет, обычно их называют неформалами.
В моей практике был случай, когда за помощью обратились родители девочки-подростка, которая пыталась покончить жизнь самоубийством. Родители были потрясены поступком своего ребенка, но их сочувствие ограничивалось лишь тем, что они ей задавали одни и те же вопросы-упреки: «Как ты могла? Ты жила без нужды! Чего тебе не хватало? Ты воспитана в лучших традициях».
Психологом было дано задание подростку описать в четырех словах свое эмоциональное состояние дома и с друзьями, так называемыми «байкерами», дружба с которыми была причиной конфликта с родителями, ее уходов из дома, заявлений родителей в полицию. Наяву развивалась стрессово-конфликтная ситуация, выход из которой девочка попыталась найти в самоубийстве. Любопытно, что подросток свое эмоциональное состояние в семье описала: «неуютно», «утомительно», «одиноко», «конфликтно», а о друзьях вывела лишь одно слово — «свобода!». И оно как раз и стало ответом родителям на все их заданные вопросы.
— Найти общий язык с ребенком, особенно в трудном переходном возрасте бывает очень непросто даже в самой нормальной семье, любящей и заботливой. Может, надо все же научить ребенка не поддаваться чужому влиянию, иметь свое мнение, а иногда и держать удар…
— Ко мне за консультацией обратилась женщина, воспитывающая сына одна, но вполне обеспеченная. Ее проблема заключалась в том, что 17-летний сын пристрастился к компьютерным играм, после чего, как и часто в таких случаях, последовали его уходы из университета, из дома, неуспеваемость и т.д. На запреты матери, вплоть до его изоляции, последовали угрозы самоубийства. Что это? Истинные суицидальные намерения? Демонстративно — шантажное поведение? После долгой нашей беседы, анализируя каждый свой шаг и поступок, свои взаимоотношения с сыном, женщина поняла, что причина сложившейся ситуации, прежде всего, в ней самой. Она осознала, что не все решает в жизни достаток, куда дороже было бы для него внимание, совместно и с интересом проведенное время, общение, обсуждение книг и поступков, выработка взглядов и убеждений.
— Трудно бывает определить и какие тенденции преобладают в конкретной субкультуре и тем более в жизни конкретного молодого человека. Что делать, если ваш ребенок, ученик вдруг приобщился к одной из них?
— Да, ответов на поверхности не найти. К примеру, спортивные субкультуры, они, как правило, позитивны. Общение, прогулки, спорт — столько «плюсов»! Однако психологи сегодня к затяжным суицидам относят и занятия опасными видами спорта, такими как альпинизм, прыжки с парашютом, сноубординг, кайтсерфинг, паркур, бейсджампинг. Все эти виды спорта сопряжены с крайним риском жизни. Десятки кайтеров уносит в открытое море, бейсджамперы, прыгающие с высотных городских объектов, также теряют своих друзей по спорту, под лавинами погибают сноубордисты. Картина получается довольно тревожной, и надо иметь в виду, что этими видами спорта занимается исключительно молодежь. А это значит, что те, кто погибает, имеют возраст примерно 19-25 лет. Выходит, положительные и отрицательные стороны можно найти в любой субкультуре, равно, как и в любой другой деятельности. Что делать? В первую очередь нужно «отбросить» свои стереотипы, больше узнать об этой субкультуре. Спросите самого ребенка! То, что он вам расскажет, во многом прояснит и то, почему он увлекся этим направлением. Во-вторых, понять, почему были выбраны именно это направление, деятельность, музыка. Разобраться, какие личностные или межличностные проблемы, в том числе и семейные, привели подростка в эту субкультуру, помочь решить их. И здесь вас, возможно, поджидают не очень приятные открытия и понимание того, что нужно работать и над собой! Никто не говорит, что это легко сделать. В конце-концов существуют специалисты, к которым можно обратиться за помощью. В-третьих, проявить искренний интерес, участие. Можно хоть немного научиться разбираться в музыке, которую слушает ребенок, изучать с ним историю направлений. Найдите точки соприкосновения с подростком, поддержите то позитивное, что есть в выбранной им субкультуре.
— Завершить наш разговор мне почему—то захотелось восточной притчей, в которой мудрость как всегда очевидна — такая явная и понятная каждому, осознав которую, потом сам про себя думаешь: а ведь все так и есть, главное — жить, жизнь прекрасна, если научишься жить!
Один человек непременно хотел стать учеником истинного Мастера и, решив проверить правильность своего выбора, задал Мастеру такой вопрос:
— Можешь ли ты объяснить мне, в чем цель жизни?
— Не могу, — последовал ответ.
— Тогда хотя бы скажи — в чем ее смысл?
— Не могу.
— А можешь ли ты сказать что-нибудь о природе смерти и о жизни по Ту Сторону?
— Не могу.
Разочарованный посетитель удалился. Ученики были в замешательстве: как мог их Мастер предстать в таком неприглядном свете?
Мастер успокоил их, сказав:
— Какая польза от того, что знаешь цель и смысл жизни, если ты никогда не ощущал ее вкус? Лучше есть пирог, чем рассуждать о нем.
Александра МЯКОТА.