Рабочее место и безопасность
Пришел на работу, а домой не вернулся. Подобный случай, к сожалению, не единичен.
Траурную череду этого года положило ЧП в Жаркаинском районе. При устранении порыва на водопроводной трассе в г.Державинске 7 января произошел обвал стены траншеи. Погибли двое рабочих ГКП на ПХВ «Коммунсервис».
Спустя немногим более двух недель, следующий несчастный случай в Целиноградском районе. Слесарь котельной районной коммунальной службы погиб при обвале угля в бункере-накопителе.
«В обоих случаях вина стопроцентно лежит на работодателях, — комментирует заместитель руководителя управления по инспекции труда Акмолинской области Дюсенбек Баймусынов. К слову, он возглавляет комиссию специального расследования несчастных случаев на производстве. — Трагедия в Державинске произошла из-за того, что рабочие проводили земляные работы без откосов, не закрепив предварительно борты. Как выяснилось в ходе специального расследования, ребята работали уже второй день, видимо, вода подпитала грунт. Отслоившимся пластом рабочих придавило насмерть, когда они уже собирали инструменты, практически на выходе.
Во втором случае огромный 24-тонный бункер не был оборудован предохранительными ограждениями. Слесарь залез в бункер для проталкивания угля, хотя не должен был там находиться».
В апреле на руднике «Жолымбет» АО «ГМК «Казахалтын» погиб машинист бурового станка филиала. Беда случилась при забуривании скважины, когда его спецодежда зацепилась за направляющую штангу. А буквально через неделю на щебеночном заводе ТОО «Монтаждробьсервис» в с.Софиевка Целиноградского района слесаря затянуло в дробильную установку, 27-летний рабочий скончался по дороге в больницу.
О ЧП в крестьянском хозяйстве «Тней» с. Знаменка Есильского района, случившемся в ходе реконструкции зерносклада хлебоприемного пункта, стало известно 1 июля. При рытье котлована произошло смещение грунта, что привело к движению железобетонной плиты. Она упала на работающих внизу людей, в итоге скончались двое — 17 и 28 лет, еще двое оказались в реанимации, но, к счастью, выжили. «Рабочие должны были сделать откосы, закрепить борты. То есть причины повторяются», — отметил Дюсенбек Сальменович.
Большой резонанс получил несчастный случай гибели троих сотрудников «Бурабай Су арнасы».
Во время ремонтных работ на канализационно-насосной станции сероводородом отравились четверо сотрудников коммунального предприятия. Один из рабочих, 36-летний слесарь по ремонту оборудования, скончался на месте трагедии, еще двое — 47-летний дежурный электрик и 59-летний главный технолог — в Бурабайской ЦРБ. Выжить удалось лишь одному — главному инженеру А.Шевченко. У всех четверых один и тот же диагноз- «токсическое отравление сероводородом».
«Причина случившегося до обидного проста — неприменение средств индивидуальной защиты, -комментирует Д.Баймусынов. — В ходе спецрасследования установлена степень вины: работодателя — 70%, работника — 30%. Вообще-то, рабочий день для главного технолога и электрослесаря закончился в 17.00 часов. Но по непонятной причине они решили спуститься в канализационно-насосную станцию без специальных средств защиты. Тела троих мужчин обнаружили на лестничной площадке. Приехавший спасти их слесарь по ремонту оборудования, к счастью, выжил, видимо, концентрация сероводорода к тому времени снизилась.
Аналогичная беда случилась в том же месяце в с.Красный Яр, там двое рабочих скончались в колодце от отравления сероводородом: первый на месте, второй — в реанимации.
В ходе спецрасследования выяснилось, что в обоих коммунальных предприятиях не было нужных средств индивидуальной защиты. Работы в канализационных люках относятся к категории опасных, и их использование — жесткое условие. К таким средствам относятся обычные противогазы, также изолирующие, шланговые (конец шланга «остается» на улице, чтобы человек мог дышать обычным воздухом) и газоанализаторы (прибор, определяющий присутствие газа в воздухе). И если обычные противогазы имелись в наличии, но почему-то не использовались, то изолирующих и газоанализаторов — не было. На предприятиях мотивировали тем, что последние — очень дорогие, вместо них использовались другие, устаревшие приборы. Но если они положены по правилам безопасности, то должны быть. Ведь зачастую это вопрос жизни и смерти».
— Дюсенбек Сальменович, сколько всего несчастных случаев на производстве произошло в области с начала года?
— Я приведу цифры за полгода: по ним уже окончены специальные расследования. Хотя мы с Вами уже обсудили и ЧП, случившиеся в июле. За шесть месяцев т.г. на производстве пострадали 30 человек, из них 8 погибли. К слову, за аналогичный период прошлого года — 31 и 7 соответственно. За полгода 2015-го произошло два групповых несчастных случая, в которых пострадали 6 человек (с января по июнь2014г. -3 и 9 соответственно).
— Каковы основные причины допущенных ЧП?
— Все они, повторюсь, до обидного нелепы, элементарны. Взять случаи отравления — ведь на этих коммунальных предприятиях, очевидно, люди спускались в колодцы без спецсредств и раньше. Просто сероводород скопился и «выстрелил» в данных конкретных случаях. Словом, повседневные работы выполнялись с нарушениями.
Итак, среди причин: эксплуатация неисправных машин, механизмов и оборудования, нарушение требований безопасности при эксплуатации транспорта, правил дорожного движения, неудовлетворительные организация работ, техническое состояние зданий и сооружений, рабочих мест, содержание территорий. Также — отсутствие индивидуальных средств защиты, нарушение трудовой дисциплины (например, допуск к производству необученного персонала), грубая неосторожность сотрудников.
Настольной книгой должны стать на предприятиях правила безопасности и охраны труда, по отраслям — при выполнении работ в области строительства, горнодобывающей промышленности, водоснабжения и канализации, автомобильном транспорте и т. д. Есть также утвержденный перечень спецодежды, средств индивидуальной защиты. Итак, как видим, велосипед изобретать не нужно: вся законодательная база имеется, нужно просто выучить и помнить каждую минуту. Чтобы не было нелепых смертей.
— Проводятся ли в области курсы, обучающие семинары?
— В соответствии с нормами трудового кодекса, руководители организаций, руководящие специалисты должны раз в три года проходить обучение по охране безопасности труда, быть аттестованными. Оно проводится на базе учебного центра «Алгабас» при КГУ им.Ш.Уалиханова, институте повышения квалификации «Өрлеу». Плюс еще на местах, на предприятиях ежегодно должны организовываться обучение и аттестация сотрудников — по программе, длительностью не менее 22 часов.
Четче и грамотнее всего эти вопросы отрегулированы в крупных промышленных компаниях. Вопросы имеются, в частности, к предприятиям коммунального хозяйства: за полгода пострадали 11 человек (за аналогичный период 2014-го — 6).
— Комиссия специального расследования работает постфактум, когда несчастье уже случилось. Плановые, профилактические проверки проводите?
— Они положены, проводим. Я считаю, это самый эффективный способ избежать трагедий на рабочем месте. Например, малые предприятия — раз в три года, средние и крупные — раз в год. Можно было бы и чаще. Есть сложности с проверкой частных компаний. У нас в области 17 районов и 2 города, а государственных инспекторов, которые уполномочены проводить такие проверки, — 18, они есть только в 8 регионах (Атбасарский, Сандыктауский, Целиноградский, Бурабайский, Аккольский, Ерейментауский, Астраханский и г.Степногорск). Но знаю, что буквально на последней сессии облмаслихата выделены средства на расширение штата госинспекторов. Это необходимое решение. Обучение и жесткий контроль — во всем мире, считаю, еще ничего лучше не придумали.
Асель АУТАЛИПОВА.
Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.