В экономическом блоке национального плана отдельным пунктом отмечена необходимость развития туризма. И неслучайно, по данным Всемирной туристической организации, отрасль занимает четвертое место в мировом экспорте товаров и услуг, уступая торговому вывозу автомобилей, продуктов химии и топлива. Но добиться успеха, раскрыть и использовать имеющийся потенциал с максимальной эффективностью можно только в случае активной позиции государства.
Как показывает международный опыт, в этом вопросе участие госуправления может быть представлено в форме создания условий для развития туристской инфраструктуры, с привлечением частных инвесторов, формированием законодательной базы по обеспечению экономических преференций субъектам туристской индустрии. 57-й шаг Плана нации как раз говорит о привлечении стратегических (якорных) инвесторов, имеющих успешный опыт создания туристических кластеров. Казахстан ставит себе целью привлечь ресурсы для размещения капитала в основном в несырьевые секторы экономики. Что очень важно, говорят экономисты, такие финансовые средства не приходят одни. За ними следуют и бизнес-культура, и менеджмент, и новые технологии, превращая материальные ценности в «умные» инвестиции.
Действия Плана нации созвучны с реализацией Концепции развития туризма в Республике Казахстан до 2020 года. А согласно ей отрасль пройдет три этапа своего формирования. Первая стадия (2015-2016 годы) — это время для подготовки национальных туристских проектов, их строительства, инвестирования в общую инфраструктуру и человеческие ресурсы. На этом этапе освоение должно составить около 30% общих капиталовложений. Если намеченные результаты будут достигнуты, то доходы от туристской деятельности в 2016 году уже составят 4,6 млрд долларов США. До 7,6 млрд увеличатся они после прохождения второго этапа (2017-2018 годы), который предусматривает продолжение взятого курса на строительство и развитие инфраструктуры, укрепление потенциала человеческих ресурсов и выполнение различных работ в области маркетинга. Третий этап является завершающей стадией первых двух с диверсификацией туристских предложений и поддержкой малого и среднего бизнеса в этой сфере. Доходы к 2020 году должны достичь 10 млрд долларов США.
Эта сумма почти в десять раз превышает выручку от отрасли 2012 года, когда показатель этот, согласно данным вышеназванной Концепции, составлял 151,7 млрд тенге или чуть более 1 млрд долларов (биржевой курс тенге к доллару США в том периоде изменялся в диапазоне 147,50-150,86). Если и наша область примет активное участие в реализации стратегического документа, то сможет сохранить и приумножить уже наметившийся рост в отрасли. Согласно статистическим данным, в 2014 году количество туристов, зарегистрированных в нашей области, возросло до миллиона человек. Общий объем оказанных услуг увеличился в 2,7 раза, составив 4 млрд тенге против 1,5 млрд тенге в 2010-м. По итогам прошлого года налоговые и другие отчисления в государственный бюджет от туристской деятельности достигли 1,2 млрд тенге, что на 23,4% больше показателей 2013-го.
Нельзя не назвать за счет чего это было достигнуто, как невозможно не упомянуть и о планах на будущее. Вот лишь некоторые из имеющихся фактов. По информации облуправления туризма, за последние почти полтора года проведено около 30 туристских мероприятий, на которых субъектами турбизнеса заключено более 500 договоров и соглашений на направление туристов в курортную систему региона. С 2010 по 2014 годы в области создано и реконструировано около 90 объектов инфраструктуры туризма. Создано свыше тысячи рабочих мест. За 2014-й количество туристских объектов увеличилось на 25,4%, а единовременная их вместимость — на 25,1% и составила 11 974 койко-места.
В ближайшие два года в базовых туристских районах области планируется к реализации 33 проекта на общую сумму 36,5 млрд тенге с созданием свыше одной тысячи новых рабочих мест. Областным руководством в Правительство страны направлены предложения по обеспечению транспортной доступности к туристским объектам Бурабай-ского, Зерендинского, Коргалжынского районов в рамках реализации госпрограммы «Нұрлы жол». Общая стоимость этих проектов по предварительным расчетам превышает 2,2 млрд тенге. Вопрос источника и сроков их финансирования пока остается открытым.
Не прекращаются работы по изучению туристско-рекреационного потенциала области, в том числе и для популяризации богатого историко-культурного наследия страны. По словам руководителя облуправления туризма Шынарбека Батырханова, есть необходимость в ускоренном создании в области института курортологии для диверсификации туристских услуг и круглогодичности туристских потоков. Для качественной подготовки специалистов сферы и их высокой востребованности, считает он, необходимо ввести в учебных заведениях, подготавливающих специалистов (в нашей области три вуза и два колледжа) обязательное изучение нескольких иностранных языков, в том числе и восточных. В вопросе развития делового и корпоративного туризма огромную роль смог бы сыграть многофункциональный форум-центр в Бурабае.
Эти направления взяты не с потолка, сегодня перед отраслью стоит задача по развитию въездного и внутреннего туризма, который может обеспечить реальные поступления в бюджет. А пока, согласно статистике, основные денежные потоки туристической деятельности уплывают из страны на заграничные курортные направления. Именно на выездной туризм, показывает анализ структуры отрасли Казахстана в 2012-13 годах, приходится основная ее часть — более 60%, на внутренний — 31,5%, на въездной — лишь 4,7%. При этом только 58% воспользовались услугами гостиниц, а остальные разместились в местах, не поддающихся учету. Процентное соотношение этих видов туризма в нашей области с точностью отследить не представляется возможным — органы статистики ведут учет только на основании данных объектов, занимающихся размещением посетителей. Однако по результатам мониторингов облуправления туризма, пропорция выездного и внутреннего туризма составляет 80% к 20%.
Барьерами для развития туризма в Казахстане иностранцы, которые представили большую часть опрошенных службой маркетингового исследования компании «Abacus International», назвали дороговизну услуг: авиабилетов, размещение в отелях, экскурсионное обслуживание, а также слабое развитие инфраструктуры, сложные визовые вопросы и миграционные процедуры, ограниченный выбор туруслуг, низкую квалификацию кадров и недостаточную, по мнению предпринимателей, поддержку со стороны государства.
Надо отметить, что на разрешение этих вопросов наше государство давно обратило свой взор. Например, Правительством рассматривается вопрос о расширении списка стран с безвизовым режимом. Эффект от начала этих мер уже ощутили на себе субъекты туризма — только в Алматы за первый квартал этого года количество въезжающих из этих стран увеличилось на 17%. Также с 1 июля этого года, по сведениям Акмолинского филиала АО «НК «КазАвтоЖол», введены в действие новые требования к объектам придорожного сервиса. И уже согласно им, до 2020 года запланировано строительство 260 точек современного обслуживания на дорогах. Реализованы они будут в рамках госпрограммы развития транспортной системы и позволят создать более двух тысяч рабочих мест. В целом, ожидают эксперты, усовершенствование дорожно-транспортной инфраструктуры Казахстана, а также возрождение «Шелкового пути» даст дополнительный импульс и развитию туристической отрасли, открыв доступ к туристическим кластерам, которые, напомним, согласно реализации Плана нации «100 шагов» будут развиваться за счет привлеченных инвестиций. Недаром для этого у нас сформирована система стимулирования капиталовложений, а, по оценкам ряда экспертов, в Казахстане созданы самые лучшие условия для притока частных финансовых ресурсов.
Алёна ЕРИНА.