Реформы в образовании: потенциал возможностей

100-1Глава государства Нурсултан Назарбаев, выступая на XVI съезде партии «Нұр Отан», определил пять институциональных реформ, которые стали новым политическим курсом нашей страны. Сто конкретных шагов по их реализации — это одновременно и План нации по вхождению в 30-ку развитых стран мира. Регионы и отраслевые министерства занимаются конкретным осуществлением решений на местах, о чем мы беседуем с руководителем облуправления образования Балым Избасаровой.

Балым Сабетовна, о повышении качества человеческого капитала на основе стандартов стран ОЭСР и поэтапном внедрении 12-летнего образования, обновлении стандартов школьного обучения для развития функциональной грамотности разговор ведется уже не первый год. Как это направление реализуется в нашем регионе?

— В период с 2002 по 2015 годы в шести школах области (Окжетпесская СШ в Бурабайском, Мариновская КСШ в Атбасарском, Шортандинская КСШ №3 в Шортандинском районах, КСШ №3 с.Красный Яр, СШ №17, МГ №5 «Тандау» г.Кокшетау) был проведен эксперимент по апробации модели 12-летнего образования (структура 4+6+2, где 4 года — начальный уровень, 6 лет — основной средний уровень, 2 года — уровень общего среднего образования). В этом году состоялся выпуск 16 человек (6 человек в Окжетпесской СШ Бурабайского района и 10 человек Мариновской КСШ Атбасарского района), завершивших 12-летнее обучение.

Однако в апреле прошлого года были приняты меры по завершению экспериментальной работы, так как по поручению МОН РК АО «Назарбаев Интеллектуальные Школы» был разработан и представлен на обсуждение общественности проект нового ГОСО 12-летнего образования со структурой 5+5+2, где 5 лет — начальный уровень, 5 лет — основной средний уровень, 2 года — уровень общего среднего образования. Новый проект активно обсуждался с различными категориями слушателей. Согласно поручениям, данным Главой государства на расширенном заседании Правительства 11 февраля т.г, определена структура 12-летнего образования: 1 (предшкола) +11-летнее обучение. На основании приказа МОН РК, в целях подготовки организаций образования к введению государственного общеобязательного стандарта начального образования был утвержден список 30-ти пилотных школ республики. От нашего региона в него вошли Никольская СШ Буландынского района и многопрофильная школа-лицей №5 г.Степногорска.

Когда начнется внедрение «пилота»?

— Апробация новых ГОСО начнется с сентября 2015 года. Для этого в течение последнего учебного года проводились семинары и курсы для учителей, задействованных в реализации этого пилотного проекта. Так, в марте 2015 года на базе НИШ г.Кокшетау был проведен республиканский семинар с участием учителей 30 пилотных школ из 16 регионов республики, представителей Министерства образования и науки РК, национальной Академии образования им.Ы.Алтынсарина по теме: «Применение критериального оценивания на уроках».

Внедрение подушевого финансирования в старшей школе, создание системы стимулирования успешных школКак здесь обстоят дела?

—   Апробация подушевого финансирования ведется с первого января 2014 года в 13 школах области. В этом году на расширенном совещании Правительства РК с участием Премьер-министра РК Карима Масимова со ссылкой на поручения Президента страны принято решение о продолжении апробации только в 10-11 классах пилотных школ. По установке Министерства финансов РК, финансирование 1-9 классов пилотных школ, в т.ч. заработная плата 675 учителям, имеющим педагогическую нагрузку в этих классах, с января этого года должно осуществляться за счет местного бюджета. Таким образом контингент учащихся 10-11 классов 13 пилотных школ составляет 809 детей. Количество педагогов, имеющих педагогическую нагрузку в старших классах, составляет 351 человек. Исходя из установленного норматива, расходы республиканского бюджета на апробацию составят 147 003 тыс. тенге.

Говоря о повышении конкурентоспособности выпускаемых кадров и росте экспортного потенциала образовательного сектора, Глава государства ставит вопрос о переходе на английский язык обучения в старшей школе и вузах

— Вопросы полиязычного обучения в области реализуются поэтапно. С 2004 года в четырех школах области (ШГ №1 г.Щучинска, СШ №5 г.Атбасара, СШ №3 г.Кокшетау, ШГ №6 г.Степногорска) начался эксперимент по раннему изучению английского языка, что должно создать прочные языковые компетенции учащихся и быть фундаментом для изучения общеобразовательных предметов в старшем звене на английском языке. Экспериментальная работа прошла успешно, результаты стали основой для массового внедрения английского языка в программы 1 -х классов с 2013-2014 учебного года.

В этот же период пилотное внедрение полиязычного обучения начато в СШ №3 и СШ №19 г.Кокшетау. Однако через два года пилот по полиязычию в СШ №19 был завершен из-за отсутствия кадров. В ШГ №3 им. М. Габдуллина г.Кокшетау полиязычное обучение реализуется в настоящее время: начиная с седьмого класса предметы «алгебра» и «биология» преподаются на английском языке. Ведут преподавание учителя биологии и математики со знанием английского языка. Таким образом, для того, чтобы поэтапно перейти на английский язык обучения в старшей школе, необходимо решение вопросов ресурсного обеспечения. По предварительным расчетам, для старшего звена потребуется 4,9 тысячи учителей общеобразовательных предметов на английском языке. Подготовку предметников на английском языке пока не ведет ни один вуз Акмолинской области. Для реализации проекта необходима разработка учебников по предметам на английском языке.

Сегодня полиязычное обучение активно реализуется в областной специализированной школе-интернате №1 для одаренных детей «Казахско-турецкий лицей» г.Кокшетау. Программой обучения предусмотрено с седьмого класса преподавание по пяти предметам (алгебра, информатика, химия, биология, физика) на английском языке. Но здесь кадровые вопросы преподавания на английском языке решаются Международным образовательным фондом «KATEV».

—   Решением НАО «Холдинг «Кәсіпқор» ГККП «Высшая техническая школа, город Кокшетау» вошла в состав десяти лучших партнерских колледжей республики. Как здесь ведется подготовка квалифицированных кадров для шести ключевых отраслей экономики с последующим распространением опыта в других учебных заведениях страны?

— ВТШ г.Кокшетау как партнерскому колледжу НАО «Холдинг «Кәсіпқор» поручено реализовывать в поставленных рамках две экспериментальные образовательные программы нового поколения по специальностям: «Механическая обработка, разработанная компанией Pearson (Великобритания)» и «Образовательная программа нового поколения «Программирование», разработанная TAFE (Австралия)». Первая предлагаемая образовательная программа позволяет организовать учебный процесс с использованием кредитной технологии обучения, предусматривает возможность модернизации и введения дополнительных модулей с учетом региональных особенностей и требований работодателей и адаптируется для подготовки специалистов таким предприятиям, как АО «Тыныс», «КАМАЗ-Инжиниринг», «Европейская подшипниковая корпорация «Степногорск», ТОО: «Комбайновый завод Вектор», «Кокшетау Жолдары», «ENKI»; «Altyntau Kokshetau», «Степногорский трубный завод «Арыстан», «Новопэк» и другим.

Специалисты второго направления (квалификация «Техник-программист») могут выполнять работы по наладке и управлению автоматов и полуавтоматов, манипуляторов и станков с числовым программным управлением (ЧПУ) и также востребованы на данных производствах.

Продолжается внедрение в учебно-производственный процесс современных технологий. Для обучения студентов по специальностям создан учебно-производственный центр на базе фрезерного и токарного оборудования фирмы «HaasAutomation Inc.» (США).

Беседовала Марина МАРКЕВИЧ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также