Расширение области применения суда присяжных

087-2-1Бауыржан БАЙМУРЗИН, председатель специализированного межрайонного суда по уголовным делам Акмолинской области.
Выступая на XVI очередном съезде партии «Hұp Отан», Президент страны Нурсултан Назарбаев выдвинул 5 институциональных реформ. В том числе и непосредственно касающихся судебной системы республики, реализация которых будет способствовать повышению доверия к ней граждан, дальнейшему совершенствованию ее эффективности и усилению борьбы с коррупцией.

Намеченные меры направлены на оптимизацию инстанций судебной системы для упрощения доступа граждан к правосудию, укрепление государственности, дальнейшее развитие экономического роста в период глобальных и внутренних вызовов. Реализация Плана нации «100 конкретных шагов» — залог достойного будущего, а значит, условие процветания Казахстана. Взвешенность и точный расчет «100 шагов» открывают горизонты новых возможностей для государства и для каждого казахстанца. В их успешном выполнении заинтересован каждый гражданин страны.

100-1Из 100 шагов, предлагаемых Президентом, 11 имеют непосредственное отношение к судебной деятельности. Так, например, предусмотрен переход от пятиступенчатой системы правосудия (первая, апелляционная, кассационная, надзорная и повторная надзорная) к трехуровневой (первая, апелляционная, кассационная), внедрение аудиовидеофиксации всех судебных процессов в обязательном порядке. Сегодня все судебные процессы в специализированном межрайонном суде по уголовным делам Акмолинской области проводятся с применением аудиовидеофиксации. Акцент на открытость непременно ведет к повышению престижа и доверия граждан к правосудию.

Элементом реформы судебной системы стала четырнадцатая поправка, введенная Законом РК «О внесении изменений и дополнений в Конституцию РК» от 7 октября 1998 г. Данной поправкой вводился институт присяжных заседателей, который судебная система РК на тот период не знала, он функционирует в РК с 1 января 2007 года. Участие присяжных заседателей является важным звеном отправления правосудия, он стимулирует состязательный процесс, который повышает требования к качеству работы сотрудников прокуратуры, к следователям и защите, что также отражено в Плане нации «100 конкретных шагов».

Республика Казахстан определилась с моделью суда присяжных, однако это вовсе не означает, что судопроизводство с участием присяжных заседателей не будет нуждаться в дальнейшем развитии. Надо полагать, в перспективе практика суда присяжных, по мере накопления опыта, потребует внесения объективных корректив в его работу. В этом плане важно опираться на потенциал Конституции РК в области правосудия.

В 2013 году в ст. 543 УПК РК такие изменения уже были внесены. В старой редакции суд присяжных рассматривал дела об особо тяжких преступлениях, а в действующей редакции рассмотрение уголовных дел судом присяжных возможно по преступлениям, за совершение которых предусмотрены смертная казнь или пожизненное лишение свободы.

План нации «100 конкретных шагов» по реализации пяти институциональных реформ, озвученный Главой государства, ставит задачи по расширению перечня категорий дел, рассматриваемых с участием присяжных заседателей. Так планируется, расширить категорию дел с участием присяжных заседателей по главе 1. «Уголовные правонарушения против личности» УК РК.

Принимая во внимание, что только в специализированном межрайонном суде по уголовным делам Акмолинской области рассматриваются уголовные дела с участием присяжных заседателей, обоснованный интерес вызвало намерение увеличить количество уголовных дел, подлежащих рассмотрению с их участием. Национальной комиссией по модернизации было внесено предложение о расширении области применения суда присяжных по пяти составам особо тяжких преступлений. Предлагается включить все особо тяжкие преступления за исключением категорий преступлений, связанных с посягательствами на конституционные основы государства. Участие присяжных заседателей обеспечивает прозрачность самого судебного процесса.

Резюмируя, хочется сказать, что предстоит большая и интересная работа по проведению реформы судебной системы. Имеется четкое видение путей реализации всех поручений Главы государства, а претворение их в жизнь поднимет на новый уровень работу судов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также