На родине розового фламинго

Экотуризм в заповедной зоне
Село Коргалжын, родина розового фламинго — один из красивейших и богатейших районов страны. Что уже сделано и что мешает развитию этого уникального заповедного края? Ответ на этот вопрос мы начали искать с визит-центра Коргалжынского государственного природного заповедника.

— Экскурсия обычно начинается с этой карты, — приступает к ознакомлению с заповедником заведующая визит-центром КГУ «КГПЗ» Сауле Балмагамбетова. — По всему земному шару существует 8 путей миграции птиц. Из них 3 проходят через Коргалжын. Весной и осенью их пролетает огромное количество — 349 видов.

При этих словах экскурсовода взор посетителей невольно устремляется в потолок музея, который украшает огромный овальный глобус голубого цвета. А под ним «летящая» стая чаек (в натуральную величину) создает впечатление реальности.

— Не отвлекайтесь, — продолжает она. — Перед вами экспозиция «Водно-болотные угодья мира» — место обитания водоплавающих птиц.

Карта заповедника. Зеленым цветом обозначена проектная территория с возможностью дальнейшего расширения. Реальная площадь — 543171 га, она состоит из двух аквальных экосистем. Это коргалжынские озера Тенгиз, Керей, Кыпшак… И степная территория. Через все эти озера протекает река Нура и вливается в озеро Тенгиз. На здешних озерах, где гнездятся, кормятся все виды птиц, вода пресная. А в Тенгизе минерализация воды очень высокая — в 6 раз превышает океанскую. На литр воды приходится 300 г соли. Словом, мертвое море. В нем нет ни растительности, ни рыбы. Но есть рачки «артемия салина», которыми питаются фламинго. На озере есть острова, где живут 15-25 тысяч особей фламинго. Прилетают сюда, именно к нам, выводить птенцов из Индии, Ирана, Ирака, Афганистана, Пакистана. Это происходит в начале июня, а потом появляются маленькие «пуховички». У пары один птенец. Когда родители улетают на кормежку, птенчика отдают в «детские ясли». Глядя на умилительную картину, как «чужие» мамы в птичьем мире заботятся о временных приемышах, восхищаешься мудростью природы.

080-8-1

В заповедной зоне обитают кабаны, волки, лисы, барсуки и 19 видов грызунов. Последние являются хорошей кормовой базой для степных орлов, беркутов, ястребов и соколов.

Заповедник орнитологический, в нем насчитывается величайшее множество птиц. Самый большой отряд у нас — кулики. Они представлены более 80 разновидностями. Журавль-красавка занесен в Красную книгу. Водятся лебедь-шипун и лебедь-кликун, более 20 видов уток, 6 видов гусей. 15% всей мировой популяции пеликанов у нас.

Вот сайгаки, с 1999 года они взяты под охрану. Раньше на территории их было больше миллиона голов. Животных стали истреблять с целью поживиться на сбыте рогов. Потом начался массовый периодически повторяющийся падеж. В этом году он нас не коснулся. На территории заповедника сейчас насчитывается около 30 тысяч сайгаков.

Многие экспозиции оживали при включении светового и звукового эффектов. При этом чувствуешь себя так, будто и впрямь находишься на берегу озера, слушая разноголосый птичий гомон. Либо в степной зоне, затыкая уши от топота копыт многотысячных сайгачьих табунов.

Произрастают 12 видов кустарников и 443 вида цветковых растений. В начале мая цветет дикий тюльпан — прародитель голландских тюльпанов.

Разнообразен и подводный мир. На озерах обитают 14 видов рыб: щука, окунь, линь, карп, сазан, другие. Потому что кормовая база хорошая.

Уникальный природный комплекс Коргалжынского заповедника внесен в список особо охраняемых территорий планеты, включен в группу «А» Рамсарской конвенции, а в 2008 году — во Всемирное природное наследие ЮНЕСКО.

По завершении экскурсии состоялась беседа с начальником отдела экопросвещения КГУ «КГПЗ» Ольгой Кошкиной.

Ольга Ивановна, расскажите, пожалуйста, о том, как развивается экотуризм в вашем районе?

— Государственный природный заповедник подчиняется Комитету лесного и охотничьего хозяйства Министерства сельского хозяйства. Туризм согласно Закону РК «Об особо охраняемых природных территориях» в заповеднике развивать не положено. Но есть статья 44, благодаря которой разрешается развитие экотуризма на специально разработанных экологических маршрутах. Поэтому с конца 90-х годов у нас идет поток людей, и что важно, он с каждым годом увеличивается. Через современный   интерактивный   визит-центр ежегодно проходят до пяти тысяч человек. Половина из них — местные, приезжающие на день открытых дверей, другие — туристы, из нашей страны и зарубежья. В прошлом году приезжали в основном из Северной Европы — Норвегии, Финляндии, Швеции бёрдвочеры, т.е. наблюдатели за птицами.

С какими проблемами сталкиваетесь?

— О наших проблемах предметно говорили в последний раз на республиканском фестивале «Фламинго-2013», организованном Фондом сохранения биоразнообразия Казахстана. Среди факторов, пока сдерживающих развитие туризма в регионе, были названы: состояние дороги участка Астана — Коргалжын, отсутствие инфраструктуры экомаршрутов вне заповедника, острая нехватка квалифицированных гидов-переводчиков, особенно со знанием иностранных языков.

Прошло два года, а инфраструктуры должной как не было, так и нет. Дороги до сих пор разбиты, за это часто выслушиваем от туристов нарекания. Этот больной вопрос неоднократно поднимался райакиматом на разных уровнях. Приезжали и члены правительства, и депутаты Парламента РК. Видели, сокрушались, обещали помочь, а воз и ныне там.

В самом заповеднике ситуация, конечно, лучше. Средства из бюджета выделяются, но не на экотуризм, на организацию и проведение детских мероприятий и фестивалей «Фламинго» зарабатываем сами. Стоимость билетов: 300 тенге — взрослый и 100 — детский. За группу до 20 человек — 4600 тенге платят гиду. А без его сопровождения вход на территорию не разрешается. Сотрудников у нас катастрофически не хватает — по штату 54 человека (включая уборщиц, сторожей и пр.) на такую громадную территорию — более 540 тысяч га. Гиды — все женщины, несмотря на семьи, работают даже в выходные. В районе нет специалистов, говорящих на английском языке, кроме преподавателей этого предмета. Зарплаты низкие, инспекторы, в зависимости от стажа, получают 35-40, «научники» — 45-50 тыс. тенге. Поэтому молодые к нам работать не идут. У нас нет и своего транспорта.

В чем Вы видите выход из создавшегося положения?

— Теперь одна надежда на «ЭКСПО — 2017». Ведь ожидается приезд до 2 млн. туристов из разных стран мира. Мы находимся в 120 км от Астаны. Уверена, не все приезжие поедут в Боровое, часть гостей захочет оценить уникальность нашего заповедника. И оставить дороги в таком удручающем состоянии, значит, не дорожить имиджем Казахстана.

Законом не предусмотрены зоны отдыха, где бы ночевали туристы. Они могут остановиться в гостевых частных домах в с. Коргалжын. Очень важно развивать туризм в районе. Создан отдел предпринимательства и туризма, но опять же, им не выделяются деньги даже на автобусы. Вблизи конно-спортивного завода развивается частное предпринимательство. Там построены две гостиницы — шикарные элитные дома из деревянных срубов. Придорожный бизнес пускает корни. Мы создали сайт района по туризму.

В этом году визит-центр заповедника посетили около 600 человек, а территорию заповедника -440 туристов. Люди едут к нам из Европы, Америки, Японии, Австралии и даже Новой Зеландии, чтобы полюбоваться неповторимой красотой и богатством нашего края.

Рассказанное начальником отдела экотуризма можно назвать криком души. В районном акимате рассказали, что для развития туризма в регионе запланирована организация двух инвестиционных проектов. Создание этноаула в с. Коргалжын — этнографического центра, разрабатывающего культурно-исторический ресурс развития экотуризма. Проект создан совместно с облуправлениями туризма и внутренней политики области. Выделены 1,4 млн. тенге. Второй — «Развитие водного туризма и экомаршрутов». В данном проекте разработана серия маршрутов для любителей рыбалки. Его заказчик — ТОО «Центр активного туризма и отдыха». В рамках «Дорожной карты бизнеса-2020» им выигран инновационный государственный грант на сумму 9 млн. тенге.

В конце апреля т. г. из Германии приезжал старший эксперт Фонда немецкой экономики по международному сотрудничеству (SES), доктор наук в области социальных аспектов Понтер Дресс для оказания помощи в составлении концепции по туризму. В совместно разработанной концепции дана оценка современного состояния туристского кластера, определены основные перспективные направления развития туризма в районе. Надо полагать, что это ускорит решение вышеназванных проблем.

Марат НУРСЕИТОВ.

Коргалжынский район.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также