Культурный обмен
В минувшую среду в рамках закрытия 58-го концертного сезона областной филармонии главная концертная организация области подарила кокшетауцам поистине великолепный концерт. А его изюминкой стало выступление, вернее творческий вечер народного артиста России, лауреата Госпремии, профессора Российской академии музыки им. Гнесиных, обладателя ордена «Дружба», выдающегося российского домриста, композитора, деятеля культуры Александра Цыганкова.
Великолепная, виртуозная игра профессора на домре — маленьком русском инструменте — в сопровождении оркестра казахских народных инструментов им. К. Кумисбекова, превратившись в удивительный многострунный тандем, пришлась зрителям по вкусу. Этот стройный музыкальный союз, словно подтверждал слова великого Петра Чайковского: «Музыка есть сокровищница, в которую всякая национальность вносит свое, на общую пользу». О великолепном сочетании народных инструментов в беседе перед концертом говорил и маэстро. «Казахская домбра и русская домра прекрасно объединяются. Хотя домбра — инструмент мелодически-ритмический, а домра — больше техника, мелодичность с другим звуком. На мой взгляд, небольшой недостаток нынешнего концерта — то, что я сам не сыграл на домре ни одного казахского кюя, хотя должен был. Может быть, не будет такого домбрового колорита, но характер произведения передать можно вполне», — сказал он. Как добавил Александр Андреевич, один из кюев великого Курмангазы обязательно пополнит его концертную программу.
А в программе сплелись разнообразные жанры. Из классики в исполнении Александра Цыганкова прозвучал «Венецианский карнавал» Паганини, играл он и собственные произведения, и обработки. Так, в сопровождении оркестра казахских народных инструментов прозвучала «Увертюра-рапсодия» на русские темы, где солировала на приме-домбре Ханымгуль Базарова (солистка оркестра), вальс «По Муромской дорожке» из сюиты «Старогородские мотивы», из этого же произведения зрители услышали «Карело-финскую польку». Конечно же, не обошлось без русской народной песни «Травушка-муравушка» — одной из самых первых обработок Александра Цыганкова, которую исполнила заслуженная артистка РК Шолпан Дукумбае-ва. Присутствовала в программе и джазовая тема — русская музыка в джазовом стиле — «Экспромт в стиле кантри», а также «Интродукция и чардаш», «Концерт №1» Будашкина для домры с оркестром. Особенность этого концерта в том, что Александр Цыганков играл в дуэте с несколькими солистами оркестра казахских народных инструментов — Ханымгуль Базаровой, Конысом Джукеновым, Дауреном Биржановым. Сотрудничество с коллективами разных стран профессору, по его словам, всегда приятно, не зря ведь в 2004 году он удостоился российского ордена «Дружба».
Перед концертом именитый московский гость любезно согласился ответить на наши вопросы.
— Александр Андреевич, в Казахстане Вы уже бывали, но в наших краях оказались впервые.
— С удовольствием откликнулся на приглашение коллег, потому что воспоминания о Боровом, теперь Бурабае, Кокшетау связаны с моим детством. Родился я в Омске и помню, что мои родители, их друзья часто летом бывали в этих прекрасных местах. Самому мне не доводилось здесь бывать, хотя, как вы отметили, не первый раз приезжаю в страну. Наведываюсь в Казахстан регулярно последние пять лет, выступая с мастер-классами по программе обмена, а также выступаю с оркестрами казахских народных инструментов.
— Как, на Ваш взгляд, утверждение, что игру на струнных народных инструментах, может быть, незаслуженно относят к второстепенным жанрам? И фольклор, как жанр, постепенно уходит из современной жизни.
— Ну, во-первых, к Казахстану это утверждение нельзя отнести. Казахские народные инструменты звучат все время, находясь на одном из самых почетных мест в укладе жизни народа. Жизни великих музыкантов посвящаются передачи на телевидении, радио, материалы в печатных СМИ. В России сегодня этого немного не хватает. Что касается самого фольклора, мелодий жанра, то его прелесть современные ритмы, конечно, забивают. Но фольклор в моем случае — это отдельные эксперименты, это не мой основной стиль. В принципе тенденция существует, становится меньше фольклора в самой деревне. Но мне кажется фольклор есть, просто его надо опять же больше представлять в СМИ прежде всего.
— То есть одной передачи, как к примеру, «Играй, гармонь» недостаточно.
— Я бы сказал, одной такой передачи недостаточно для того, чтобы показать полноту и красоту звучания наших народных инструментов.
— Времени для обстоятельного знакомства у Вас, конечно, было мало, но все же, что Вы скажете о потенциале оркестра казахских народных инструментов областной филармонии?
Это колоссально трудолюбивый коллектив. А его руководитель Турлыгожа Базаров, я его называю уважительно Туреке, создал и вкладывает в него все свои силы, опыт, умения и навыки. К примеру, он делает великолепные аранжировки для оркестра. И все время мы провели в репетиционном процессе, в один день мы репетировали трижды — утром, днем и вечером. Но и предложенные мной пьесы довольно непростые, они темповые, музыкантам приходится стараться, чтобы выразить все их краски. Но чем больше мы репетировали, я чувствовал, что срабатываемся, претензий друг к другу нет. Очень симпатизирую этому коллективу и надеюсь на дальнейшее сотрудничество.
— Вы сегодня перед концертом успели побывать в нашем музыкальном колледже им. Биржан сала. Смогли услышать кого—нибудь, может быть, определить наших звездочек, тех, кто подает большие надежды?
— Я разговаривал с ребятами о звуко-извлечении, других методиках, касающихся народных инструментов, но, к сожалению, не успел их прослушать в силу ограниченности во времени. Но одну звездочку я все же могу назвать. Это Ханымгуль Базарова — солистка оркестра казахских народных инструментов областной филармонии. Очень способная, одаренная девушка, я успел это отметить, как педагог, поскольку преподаю в академии им. Гнесиных. Ей, конечно, сейчас сложно, она молодая мама, но я бы с удовольствием с ней занимался.
Вопросы задавала Раушан УТЕУЛИНА.