Они сошлись: домбра и домра

Культурный обмен
В минувшую среду в рамках закрытия 58-го концертного сезона областной филармонии главная концертная организация области подарила кокшетауцам поистине великолепный концерт. А его изюминкой стало выступление, вернее творческий вечер народного артиста России, лауреата Госпремии, профессора Российской академии музыки им. Гнесиных, обладателя ордена «Дружба», выдающегося российского домриста, композитора, деятеля культуры Александра Цыганкова.

066-8-3

Великолепная, виртуозная игра профессора на домре — маленьком русском инструменте — в сопровождении оркестра казахских народных инструментов им. К. Кумисбекова, превратившись в удивительный многострунный тандем, пришлась зрителям по вкусу. Этот стройный музыкальный союз, словно подтверждал слова великого Петра Чайковского: «Музыка есть сокровищница, в которую всякая национальность вносит свое, на общую пользу». О великолепном сочетании народных инструментов в беседе перед концертом говорил и маэстро. «Казахская домбра и русская домра прекрасно объединяются. Хотя домбра — инструмент мелодически-ритмический, а домра — больше техника, мелодичность с другим звуком. На мой взгляд, небольшой недостаток нынешнего концерта — то, что я сам не сыграл на домре ни одного казахского кюя, хотя должен был. Может быть, не будет такого домбрового колорита, но характер произведения передать можно вполне», — сказал он. Как добавил Александр Андреевич, один из кюев великого Курмангазы обязательно пополнит его концертную программу.

А в программе сплелись разнообразные жанры. Из классики в исполнении Александра Цыганкова прозвучал «Венецианский карнавал» Паганини, играл он и собственные произведения, и обработки. Так, в сопровождении оркестра казахских народных инструментов прозвучала «Увертюра-рапсодия» на русские темы, где солировала на приме-домбре Ханымгуль Базарова (солистка оркестра), вальс «По Муромской дорожке» из сюиты «Старогородские мотивы», из этого же произведения зрители услышали «Карело-финскую польку». Конечно же, не обошлось без русской народной песни «Травушка-муравушка» — одной из самых первых обработок Александра Цыганкова, которую исполнила заслуженная артистка РК Шолпан Дукумбае-ва. Присутствовала в программе и джазовая тема — русская музыка в джазовом стиле — «Экспромт в стиле кантри», а также «Интродукция и чардаш», «Концерт №1» Будашкина для домры с оркестром. Особенность этого концерта в том, что Александр Цыганков играл в дуэте с несколькими солистами оркестра казахских народных инструментов — Ханымгуль Базаровой, Конысом Джукеновым, Дауреном Биржановым. Сотрудничество с коллективами разных стран профессору, по его словам, всегда приятно, не зря ведь в 2004 году он удостоился российского ордена «Дружба».

Перед концертом именитый московский гость любезно согласился ответить на наши вопросы.

Александр Андреевич, в Казахстане Вы уже бывали, но в наших краях оказались впервые.

— С удовольствием откликнулся на приглашение коллег, потому что воспоминания о Боровом, теперь Бурабае, Кокшетау связаны с моим детством. Родился я в Омске и помню, что мои родители, их друзья часто летом бывали в этих прекрасных местах. Самому мне не доводилось здесь бывать, хотя, как вы отметили, не первый раз приезжаю в страну. Наведываюсь в Казахстан регулярно последние пять лет, выступая с мастер-классами по программе обмена, а также выступаю с оркестрами казахских народных инструментов.

Как, на Ваш взгляд, утверждение, что игру на струнных народных инструментах, может быть, незаслуженно относят к второстепенным жанрам? И фольклор, как жанр, постепенно уходит из современной жизни.

— Ну, во-первых, к Казахстану это утверждение нельзя отнести. Казахские народные инструменты звучат все время, находясь на одном из самых почетных мест в укладе жизни народа. Жизни великих музыкантов посвящаются передачи на телевидении, радио, материалы в печатных СМИ. В России сегодня этого немного не хватает. Что касается самого фольклора, мелодий жанра, то его прелесть современные ритмы, конечно, забивают. Но фольклор в моем случае — это отдельные эксперименты, это не мой основной стиль. В принципе тенденция существует, становится меньше фольклора в самой деревне. Но мне кажется фольклор есть, просто его надо опять же больше представлять в СМИ прежде всего.

То есть одной передачи, как к примеру, «Играй, гармонь» недостаточно.

— Я бы сказал, одной такой передачи недостаточно для того, чтобы показать полноту и красоту звучания наших народных инструментов.

Времени для обстоятельного знакомства у Вас, конечно, было мало, но все же, что Вы скажете о потенциале оркестра казахских народных инструментов областной филармонии?

Это колоссально трудолюбивый коллектив. А его руководитель Турлыгожа Базаров, я его называю уважительно Туреке, создал и вкладывает в него все свои силы, опыт, умения и навыки. К примеру, он делает великолепные аранжировки для оркестра. И все время мы провели в репетиционном процессе, в один день мы репетировали трижды — утром, днем и вечером. Но и предложенные мной пьесы довольно непростые, они темповые, музыкантам приходится стараться, чтобы выразить все их краски. Но чем больше мы репетировали, я чувствовал, что срабатываемся, претензий друг к другу нет. Очень симпатизирую этому коллективу и надеюсь на дальнейшее сотрудничество.

Вы сегодня перед концертом успели побывать в нашем музыкальном колледже им. Биржан сала. Смогли услышать когонибудь, может быть, определить наших звездочек, тех, кто подает большие надежды?

— Я разговаривал с ребятами о звуко-извлечении, других методиках, касающихся народных инструментов, но, к сожалению, не успел их прослушать в силу ограниченности во времени. Но одну звездочку я все же могу назвать. Это Ханымгуль Базарова — солистка оркестра казахских народных инструментов областной филармонии. Очень способная, одаренная девушка, я успел это отметить, как педагог, поскольку преподаю в академии им. Гнесиных. Ей, конечно, сейчас сложно, она молодая мама, но я бы с удовольствием с ней занимался.

Вопросы задавала Раушан УТЕУЛИНА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также