Детских домов не будет?

Реформирование сферы

В Казахстане, по официальным данным, насчитывается около 34 тысяч сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ежегодно около полутора тысяч детей остаются сиротами при живых родителях, и на усыновление, при всей его актуальности, в приемные семьи передается только одна десятая часть детей. В то же время в год на содержание одного ребенка в детском доме государство тратит 1,5 миллиона тенге. Но и даже эти немалые средства не оправдывают себя. Согласно исследованиям, только 10-15% выпускников детских домов находят достойное место в жизни, многие сразу же попадают в трудные жизненные ситуации. И в самих детских домах, как выяснилось при опросе, проводимом ЮНИСЕФ, более 50% воспитанников страдают от системного насилия. Где выход?

Мировой опыт показывает конкретные примеры. Нет детских домов в Великобритании. Сироты живут в приютах до того момента, как им подыщут семью. В Израиле в силу менталитета народа, где сирот обязательно забирают родственники или ему находят приемных родителей, тоже нет детских домов. А ведь они и нашему казахстанскому менталитету чужды. С запросом — рассмотреть возможность о переводе нашей системы от детских домов к развитию патронатного воспитания и увеличения его государственной поддержки обратились в Правительство казахстанские депутаты. И лед тронулся. Началось реформирование этой сферы, требующей конкретного и очень тактичного вмешательства. Десятки детских домов по всему Казахстану стали либо перепрофилировать, либо закрывать, и не из-за сокращения числа сирот, а из-за увеличения количества усыновлений и опеки. Чтобы сохранить эту тенденцию, в Казахстане было решено обновить всю систему социальной помощи и защиты как самих детей-сирот, так и их возможных приемных родителей. И сегодня Комитетом по охране прав детей Министерства образования и науки РК ставится революционная задача, вчера еще немыслимая,-разукрупнение детских домов с дальнейшей их реорганизацией в центры по поддержке детей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Коснулись эти преобразования и нашей области. Как проинформировала редакцию руководитель отдела по защите прав детей управления образования Жания Дондагулова, в результате целенаправленной работы по определению детей в семьи (в которой активное участие приняла и наша редакция со своим проектом «Возьмите меня в семью!») число воспитанников детских домов за последние семь лет сократилось с 947 до 478 детей (на 469).

В соответствии с поручением акима области Сергея Кулагина, в целях социализации воспитанников детских домов, в области проведена работа по реструктуризации и разукрупнению сети детских домов. С1 сентября 2014 года закрыты школы при Есильском и Сандыктауском детских домах, с 1 сентября 2015 года планируется это сделать и в Аккольском детском доме. В феврале 2015 года закрыт Жолымбетский детский дом, здание передано в управление координации занятости и социальных программ для открытия медико-социального учреждения. Сокращена проектная мощность детских домов — Аккольского с 190 до 130 и Есильского — с 176 до 116, освободившиеся корпуса переданы районным отделам образования для открытия детских садов. Всего в Акмолинской области на сегодня 2 737 детейсирот, 1823 из них — под опекой и патронатом. Активизирована пропаганда семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Принимаются меры по профилактике социального сиротства. В областной центр социальной адаптации и реабилитации направляются дети из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

А что думают по этому поводу в самих детских домах, как там встретили новации? И. о. директора Сандыктауского детдома Валентина Крыжановская рассказала, что в связи с сокращением числа воспитанников за последние годы (из 152 пять лет назад в прошлом году осталось 25 детей), к ним был переведен 51 воспитанник из Жолымбетского детдома и сейчас у них 76 детей. Оптимизация прошла безболезненно: одни педагоги ушли работать по специальности, другие занялись самоподготовкой ребят, так как значительно расширилась кружковая, секционная сеть. Главное, улучшилось настроение детей.

-Первого сентября прошлого года наши дети впервые пошли не в детдомовскую, а в обычную школу, и это им понравилось, они стали подтягиваться, лучше учиться, участвовать в общественной жизни, показывать свои таланты и спортивные достижения. Сельские ребята их тоже восприняли адекватно. Вхождение наших детей в общество, их первая социализация прошла успешно, довольными остались все, прошел учебный год — и ни одного нарекания. Подумалось: и почему этого мы раньше не сделали? — откровенничала она. — Теперь возникла другая мысль: а как бы еще и усилить трудовую подготовку наших детей, чтобы они покидали детдом, что-то уже умея, получив первую специальность, уверенные в себе. Может, какой-то учебно-производственный комбинат открыть для этого с мастерскими, швейным цехом? Ведь основа профессиональных умений чуть ли не главное средство в их дальнейшей жизни, что отведет от беды…

Да, это так, государство позаботилось: воспитанники здесь накормлены, одеты. Но вот в чем дело—они привыкают к ощущению, что за них все решат, а за дверью детдома не знают и не умеют, как добиваться всего самому, отсюда и проблемы. Приемная семья в этой ситуации может стать спасением. К чести этого детского дома, здесь постоянно проводилась работа по определению детей в семьи и препонов не только не чинят (как порой считается, чтобы обеспечить себя работой), а сами педагоги нередко становятся опекунами детей или усыновляют их. А работа — у хороших людей, да с таким золотым сердцем, она всегда найдется. За последние пять лет в семьи отсюда ушел 71 ребенок: на патронат — 29, под опеку — 34 и в родные семьи после восстановления матерей в родительских правах — 8.

В нашем обществе давно зреет мысль, что альтернативой воспитанию в детских домах может стать патронат, который у нас пока недостаточно развит. Ему есть аналог в США — это фостерное воспитание, где несовершеннолетние, нуждающиеся в опеке, передаются для воспитания в приемную семью или семейный детский дом, и их содержание оплачивает государство. В США разовая компенсация при усыновлении ребенка составляет 10 тысяч долларов плюс ежемесячные пособия в 900 долларов. В Испании выплачивается разовое пособие в размере 2,5 тысячи евро. И нам нужно больше поддерживать опекунов и попечителей. Тот же патронат, к примеру, сравнительно прост в оформлении, по крайней мере так декларируется — между органом опеки и изъявившим желание гражданином заключается договор, государство выплачивает зарплату и пособие на содержание ребенка в размере 10 МРП. Более того, при патронате не нужно соблюдать тайну усыновления.

Формы определения детей в семью могут быть самыми разными — усыновление, опекунство, патронатное воспитание и попечительство. Они хорошо известны. Главное — захотеть помочь ребенку стать счастливым, и тогда все получится, считают те, кто уже сделал этот ответственный шаг. Детских домов в нашей стране определенно не будет-кэтому мы идем. И сегодня абсолютно все заинтересованы, чтобы этот процесс не затягивался, а поэтапное реформирование системы шло грамотно и с учетом интересов детей, которые должны жить в семье. Что абсолютно естественно и что соответствует нашим казахстанским традициям — приютить бездомного, отогреть сироту, накормить, протянуть руку помощи…

Александра МЯКОТА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также