Мы — казахстанцы
С Фатимой Аушевой я познакомилась, когда атбасарцы встречали участников республиканской акции «Поезд «Менің Қазақстаным», посвященной Году Ассамблеи народа Казахстана. Яркая, энергичная дама в общественной приемной обратилась к депутатам Мажилиса с вопросами о методическом обеспечении перехода на 12-летнее обучение, пополнении библиотечного фонда, детских игровых площадках…
Именно эти проблемы волнуют ее, как директора СШ №5 г. Атбасара, педагога с 30-летним стажем, активистку чечено-ингушского культурного центра «Зама», просто неравнодушного и чрезвычайно активного человека, чьим жизненным кредо со школьных лет было: «Никогда не стоять в стороне, двигаться вперед».
Беседуя с Фатимой Мухажировной, я не раз ловила себя на мысли о том, что вся ее жизнь, карьера, успешный опыт работы директором школы — пример тому, что верность национальным традициям и новациям, без которых сегодня не станешь профессионалом высокого класса в любой сфере, друг другу отнюдь не противоречат. И о том, что можно в равной мере любить землю, на которой испокон веков жили твои предки и землю, на которой ты сам родился.
— Родители мои в детстве жили на Кавказе в одном селении напротив друг друга. После депортации их семьи оказались в Атбасаре и вновь жили на одной улице. Поженились, вырастили пятерых детей, — рассказывает она. — У нас в доме, как и в других ингушских семьях, говорили только на родном языке. Мы шли в первый класс, не зная ни русского, ни казахского языков. К нашим проблемам с пониманием относились не только учителя, но и наши ровесники — дети. И, когда много лет спустя, один пожилой ингуш в родном селе моих родителей сказал мне: «Как тебе не стыдно, столько лет живешь в Казахстане, а языка этого народа не знаешь», — искренне ответила: «Очень стыдно, учу». И стараюсь сделать все, чтобы выпускники нашей школы были как минимум двуязычными. Сегодня осваивать языки гораздо проще, созданы все условия. Дело-за нами.
В семье Аушевых не только говорят на родном языке, но и живут по неписанным законам предков. Мама занималась детьми, никогда не знала, что такое пойти на рынок. Отец — добытчик, кормилец, его авторитет — непререкаем. Мама никогда не рассказывала ему о шалостях, проступках подрастающих детей, с этими небольшими проблемами справлялась сама, чтобы ему не пришлось наказывать их, вступать в конфликт.
И сегодня Фатима Мухажировна, уважаемый в городе директор школы, признается в том, что до сей поры ей бывает сложно сделать замечание старшему по возрасту учителю, беседовать с отцами провинившихся учеников: «Стараюсь найти такие слова, чтобы не обидеть, не уронить их авторитет среди коллег, тем более детей». И только проработав в школе не один год (начинала пионервожатой), стала понимать, что азы этно-педагогики освоила в детстве, в семье. Она цитирует Дмитрия Ушинского: «Никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа» и говорит о том, насколько едины принципы семейного воспитания всех этносов, живущих в Казахстане, и о том, как важно сохранить их сегодня. Она убеждена в том, что верность традициям не просто не мешает внедрению нового, а помогает адаптировать инновации к нашему, ставшему общим менталитету. И стремление освоить новое — тоже из семьи.
В доме Аушевых царит культ знаний. «Надо учиться, много читать», — всегда говорил отец. Понимание, что здесь, в Казахстане, дети могут получить хорошее образование, стало главной причиной того, что в родное селение он уже не вернулся. Хотя после каждой поездки на Кавказ признается: «Уезжаю оттуда — сердце болит».
А Фатима Мухажировна говорит о том, что, очевидно, как и большинство ее соплеменников, родившихся и выросших здесь, чувствует себя своей и на Кавказе, и в родном Казахстане: «Я влюблена в горы. Это для меня лучший адреналин. Приезжаю, выхожу рано-рано, смотрю на Эльбрус, притрагиваюсь к башням, которые строили мои предки. Неделя проходит — тянет сюда, в ставшие родными степи. Здесь родители, здесь ставшие родными не по крови, а по душе люди, любимая работа. Здесь у меня все».
Нина МИТЧИНОВА.
Атбасарский район.
Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.