Операция «Сельхозкооперация»

В Парламенте страны находится на рассмотрении законопроект «О сельскохозяйственной кооперации», который, как считают представители Союза фермеров Казахстана, нуждается в существенной доработке. Прежде всего эксперты СФК предлагают привести законопроект в соответствие с принципами Международного кооперативного альянса (ICA) и рекомендациям ОЭСР, согласно которым сельхозкооперация несет, скорее, социально-интегрирующую, а не сугубо экономическую функцию в АПК.

Камень преткновения

Несмотря на то что очередная волна мирового экономического кризиса делает перспективу лет неопределенной, тем не менее, общие процессы социально-экономического развития Казахстана не только не останавливаются, но и получают новый импульс активнос­ти на основе антикризисной программы «Нұрлы жол». При этом аграрно-промышленному комплексу уделено особое внимание, что выражает­ся также в круглой сумме дополнительной финансовой поддержки – около 500 млрд. тенге. В целях создания правовой основы реализации целого ряда совершенно новых инструментов государственной поддержки Парламентом республики были приняты законы «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам агропромышленного комп­лекса», «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий». Кроме того, в настоящее время на рассмотрении депутатов находятся законопроекты «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам регулирования зернового рынка», «О сельскохозяйственной кооперации». Между тем именно закон, призванный внести в сферу аграрного кооперирования определенную правовую ясность, сегодня вызывает немало нареканий со стороны тех, кого он непосредственно будет касаться – аграриев. При этом наибольшую критику у них вызывает попытка разработчиков пустить сельхозкооперацию по пути коммерциализации, в то время как во многих других странах это движение имеет «ярко выраженную социальную направленность».  Эксперты Союза фермеров Казахстана напоминают, что термин «моральная экономика», по которому семейно-трудовое хозяйство нацелено не на получение прибыли, а «на обеспечение средств существования его членам», ввел советский экономист Александр Чаянов, заслуживший авторитет в научном мире по вопросам кооперации. «Парадоксальность ситуации сос­тоит в том, что сегодня именно на основе ключевых принципов Чаянова работают кооперативы многих развитых стран мира, кроме государств постсоветского пространства. И объяснение здесь простое: в некотором роде сельхозкооперация – это существенная альтернатива сложившейся системе местного управления», – поясняют в СФК. Аграрии считают, что разработанный законопроект не соответствует основным принципам кооперации. Взять хотя бы тот факт, что кооперироваться наравне с мелкими производителями разработчики предлагают и крупному бизнесу, то есть ТОО. – Это в корне неверно. У ТОО есть свои учредители, которые хотят получить максимальную прибыль, в то время как остальные работники ТОО могут получать мизер с «байского» стола. Кооперация персонально никому не принадлежит, она принадлежит каждому ее члену. В этом ее сила. И это общее дело – соберутся ли вместе 5 человек, 20 или 120. Здесь все равны: один член кооперации – один голос, – говорит эксперт СФК доктор экономических наук Алькен Темирбулатов. В СФК опасаются, что крен в сторону коммерциализации кооперативного движения с целью извлечения максимальной прибыли может превратиться в очередную кампанию по напрасной трате бюджетных средств. Деньги, выделенные на развитие кооперативов, могут попросту не дойти до конечных адресатов, будучи «растасованными» по коррупционным схемам. – В Казахстане несколько лет назад уже выделялись немалые средства на эти цели. Из 10,7 миллиарда тенге бюджетных средств, выделенных на условиях возвратнос­ти, вернулось лишь 14% от этой суммы. Куда делись остальные деньги – никто не знает, к тому же и спросить уже не с кого, – утверждает заместитель председателя СФК Акжол Абдукалимов. Аграрии уверены, что правильный научно обоснованный и всесторонне взвешенный подход к организации коопераций позволит решить массу вопросов на селе, в том числе главную проблему времени – вовлечение основной массы сельского населения в общий производительный процесс. Как известно, на сегодня именно этот вопрос остается одной из болевых точек АПК, и он неоднократно поднимается как представителями институтов развития Правительства, так и отдельных фракций Мажилиса Парламента.  В текущем году на заседании Мажилиса депутат Владислав Косарев в своем выступлении по вопросам развития села отмечал, что в настоящее время в действующих сельхозпредприятиях занято не более 150 тыс. работников, или всего 2% от общей массы трудоспособного сельского населения страны. При этом в крупных компаниях (ТОО и АО) сосредоточено порядка 95% обрабатываемых сельхозугодий и 10% от общего поголовья скота, преимущественно КРС. В индивидуальных хозяйст­вах сельчан содержится 80% скота, но проблема в том, что на этот сектор приходится лишь 5% земельных угодий, выделенных некогда в виде пая, и поэтому сегодня «мелкотоварный» селянин не способен быть активным звеном аграрного производства. – Этот классический перекос неумолимо разрушает хозяйственную деятельность крестьян, в связи с чем Правительство должно определить роль крупного зернопроизводственного бизнеса в расширении площадей под зерновые и кормовые культуры за счет освоения пустующих и деградирую­щих площадей, – отмечалось в заявлении депутата Парламента. Между тем в общественной сфере все чаще звучит мнение, что экономика – это набор значений, которым с помощью неких уравнений и цифровых комбинаций пытаются придать смысл и доказать, что это наука. Но есть ли в этих экономических выкладках место озоновому или плодородному слою земли, биоразнооб­разию и источникам воды, в том числе социальной ауре «самозанятой категории» сельского населения», уносимой ветром урбанизации? К сожалению, на подобные вопросы у экономистов, как и регуляторов финансовых программ, ответ один: мол, все это внешние последствия экономической деятельности.  В тени платанов Сегодня в числе позитивных факторов развития крупнотоварного животноводства в Казахстане чиновники зачастую называют тенденцию увеличения поголовья скота в фермерских хозяйствах в противовес сокращению животных в сельских подворьях. При этом нет сомнений в том, что это имеет место на самом деле, поскольку динамика данного процесса подкреплена как частными инвестициями, так и бюджетным стимулированием. За последние годы в рамках реализации отраслевых программ страна существенно продвинулась в преодолении мелкотоварного фактора АПК, в частности в формировании в регионах сети средних и крупных товаро-молочных и мясооткормочных комплексов. И это, безусловно, является немалым подспорьем в усилении потенциала АПК. Тем не менее за бортом этой политики неприкаянной истиной осталась другая сфера – сельский социум, который при отсутствии должного внимания к его проблемам, склонен к быстрому сокращению поголовья крупного и мелкого скота в своих традиционных подворьях. При этом крупнотоварный сектор явно еще далек от того, чтобы выступать в отраслевой специфике в роли ведущей производительной силы. Согласно текущей политике Министерства национальной экономики придать импульс активности агропромышленному комплексу, в том числе повысить эффективность земель сельхозназначения, можно путем реформирования налогообложения. Обуславливая данное решение, глава экономического ведомства Ерболат Досаев отмечал, что в решении вопросов развития АПК акцент политики будет ставиться именно на земельное налогообложение.  – По предметным оценкам на сегодня общий объем поступлений от АПК в госбюджет составляет невероятно маленькую цифру – всего лишь 30 миллиардов тенге по сравнению с сотнями миллиардов государственной поддержки, – заявлял глава МЭН РК. Судя по его комментариям, столь низкая доходность АПК обус­ловлена продолжающимся в этой отрасли процессом становления комплекса «на полные рыночные рельсы». При этом предполагается, что по итогам работы механизмов рыночной поддержки в рамках программы «Агробизнес-2020» и ряда других в отрасли будет обеспечено улучшение таких параметров, как производительность труда, газификация сел, переход на новые технологии, а также в целом произойдет изменение производственной структуры АПК, очевидно, в пользу крупного сельхозпроизводства. Но как же все-таки будет разрешена проблема занятости на селе, если ставка в этом плане делается на кооперацию, которая пока не пускает глубокие корни в нашей практике, несмотря на наличие целых пяти законодательных норм, призванных обеспечить прорыв в этой сфере?  Наличие нескольких законов – «О производственном кооперативе» (1995 год), «О сельской потребительской кооперации» (1999), «О сельскохозяйственных товариществах и их ассоциациях (союзах)» (2000), «О потребительском кооперативе» (2001) и «О сельском потребительском кооперативе водопользователей» (2003), к сожалению, не стали основой для старта кооперативного движения в Казахстане. Более того, все эти правовые нормы, как отмечают представители Минсельхоза, сегодня тормозят процессы развития кооперации. В связи с этим экспертами МСХ был разработан проект «Концепции развития сельской потребительской кооперации», продвижение которого в жизнь также не состоялось, поскольку на тот момент нерешенным оставался главный вопрос, связанный с кредитованием. Сегодня, когда в отрасли имеются многие источники льготного финансирования, возникла другая проблема – дефицит людей на селе, способных организовать тех же мелких крестьян с паевыми наделами в более крупные формирования – кооперативы или агрофирмы. Причем в этом плане у каждого региона свои узкие места. Например, на юго-востоке сельчане неохотно занимаются свекловодством или овощеводством, если поблизости нет перерабатывающих заводов. Выращивание, сбор и транспортировка продукции в отдаленные пункты приема в конечном итоге сводят к минимуму весь результат сезонной работы фермера. И если цена закупа не оставляет шансов на успех, то в следующем сезоне на участке фермера в лучшем случае будет расти клевер.  Сегодня никакой фермер-одиночка не в силах конкурировать с конвейерным принципом торгово-оптовой сферы, непрерывно наполняющим внутренний рынок импортной продукцией интенсивного сельхозпроизводства.  Что касается аграриев-северян, то у них, в отличие от коллег из южных регионов, выбор традицион­ных сфер применения своих сил не так уж велик. Холодный период в этой части страны длится по 6–7 месяцев кряду, и содержать скот, не имея земли под кормовую базу, – дело малоэффективное.  «При создании благоприятных условий для развития фермерских хозяйств семейного типа все больше людей, имеющих навыки работы на селе, будут мотивированы на открытие собственного дела», – уверены аграрии СФК.  В сельском хозяйстве, как и в любом другом бизнесе, все начинает­ся с развития мелкотоварного производства. В Европе средний фермер имеет 20–30 га земли и 40–50 голов скота. Тем не менее для государства он равнозначен, как и крупный агробизнес, фактор которого в Казахстане настолько завышен, что на сегодня он склонен преломлять все стратегические векторы развития АПК, в том числе кооперации, в свою пользу.

Автор: Досжан НУРГАЛИЕВ

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также