Первое в этом году заседание Общественного совета по противодействию коррупции при областном филиале партии «Hұp Отан» хотя и было посвящено слушанию отчетов и утверждению планов, но, по наблюдениям, ощущения рутинности ни у кого в зале не вызывало.
Может быть, этому способствовало осознание того, что большую часть минувшего года работа акмолинцев находилась под пристальным вниманием Республиканского совета по противодействию коррупции. Как бы срабатывало предупреждение, что расслабляться, несмотря на исправление допущенных ошибок, положительную оценку РОСПК, рано. Видимо этого чувства и добивался председатель Общественного совета при Акмолинском филиале партии Серик Аяганов, построив свой отчет в контексте исполнения Постановления РОСПК от 27 марта прошлого года. Мы не станем акцентировать внимание на каждом пункте, но на отдельных моментах остановимся, с той целью, что накопленный положительный опыт никогда не бывает лишним.
Например, опыт взаимодействия всех территориальных Общественных советов с правоохранительными органами, другими общественными объединениями, представляющими гражданский сектор области. В работе информационно-пропагандистских групп, должных разъяснять и «Закон о борьбе с коррупцией», акценты сместили на квалифицированность, целевую аудиторию, формирование «нулевого» иммунитета к коррупционным явлениям. Насчет того, каким образом и нужно ли в детских учреждениях сегодня говорить о коррупции, еще спорят специалисты, а вот что для повышения квалификации госслужащих был разработан и использовался новый учебный модуль, сработало. Есть анекдот, который в разных аудиториях рассказывают в разных интерпретациях, но суть такова: Разрабатывается программа по проведению реформ. Пункт № 1- Сделать людей богатыми и счастливыми (Список людей прилагается).
Для того, чтобы реформы проводились в интересах всего общества обучение по новому антикоррупционному модулю прошли 1129 госслужащих. С учетом специально разработанного реестра должностей и организаций, наиболее подверженных коррупционным рискам. В их числе оказались сотрудники ДВД, работники акиматов и их подразделений, образования, отделов пассажирского транспорта и автомобильных дорог, системы судебного исполнения. А «лидерство» на уровне республики по коррупционным преступлениям и правонарушениям нашего управления образования лишь подтверждает, что объяснять нужно не только в каких случаях наступает дисциплинарная ответственность, но и больше работать с устранением лазеек, соблазнов. Или как теперь модно формулировать: рисков проявления коррупции. Свою роль сыграла учеба госслужащих с помощью сотрудников юстиции по составлению нормативно-правовых актов, активнее стали приглашать на постоянные комиссии и заслушивать отчеты управлений депутатские фракции. В ходе совместной работы, в том числе и с Комиссией партийного контроля, было установлено, что наибольшее число отмененных в судебном порядке решений о предоставлении земельных участков пришлось на Бурабайский район, г. Кокшетау. Далее следуют Аршалынский и Целиноградский районы. В результате проверок руководители отдела земельных отношений в Кокшетау Р. Исин — понижен в должности, Аршалынского, Бурабайского и Целиноградского отделов — уволены.
Известно, незнание законов не освобождает от ответственности, тем не менее, как показывает анализ, именно незнание — одна из причин нарушений в использовании бюджетных средств. Организованные совместно с Ревизионной комиссией области семинары, в том числе и выездные, с администраторами бюджетных программ показали целесообразность продолжения начатой в этом направлении работы. Опыт также доказывает эффективность совместных мероприятий институтов гражданского общества с правоохранительными органами по профилактике коррупции. С этой целью заключаются совместные меморандумы, определяются наиболее актуальные темы, сферы, регулярно проводится мониторинг. Резюмируя свое выступление, СерикАяганов назвал в подтверждение несколько цифр, которые наглядно демонстрируют достигнутый эффект: на 22% (с 177 до 137) снижено общее количество коррупционных правонарушений (почти в два раза), совершенных госслужащими, на 28% (с43 до 31) — членами партии.
Если в первые годы становления государства мы больше рассуждали о том, возможно ли искоренить коррупцию как явление и находилось немало скептиков, приравнивающих цель к борьбе с ветряными мельницами, сегодня сторонников этой борьбы становится больше. В 2011 году ими были всего 24% опрошенных, 2014 — уже 45%. Конечно, эффективность предпринимаемых мер для получения данного результата нужно рассматривать вкупе: все больше в последние годы получили распространение принципы меритократии и внедрение в обиход электронного правительства, годы антикоррупционной пропаганды. А главное, наверное, личное отношение Главы государства, который возвел борьбу с коррупцией в ключевое направление госполитики, что позволяет действовать жестко, несмотря на ранги. И который при этом так по-человечески может сожалеть о неоправданном доверии некоторыми высокими чиновниками.
О задачах по реализации партийной программы противодействия коррупции и Антикоррупционной стратегии РК на 2015-2025 годы рассказал первый заместитель председателя областного филиала партии «Нұр Отан» Галым Бекмагамбетов. По данным глобального индекса конкурентоспособности 2014-2015 годов, проблемой для ведения бизнеса в нашей республике является коррупция, ухудшилась ситуация с распространением неформальных платежей и взяток. Тридцать три процента респондентов соцопроса указывают, что непосредственно причиной дачи взятки стало создание для этого условий со стороны должностного лица. «Именно эти тенденции обусловили необходимость выработки новых системных и долгосрочных совместных мер и со стороны государства, и со стороны общества, которые были заложены в основу новой партийной программы противодействия коррупции», -говорил выступающий. Для достижения поставленной цели утверждена «Дорожная карта» по реализации первого этапа программы. В ней отдельная роль отводится молодежному крылу партии и молодежи в целом. Ведь приоритет духовного богатства над материальным при культивировании самодостаточности закладывается в большей степени все-таки в семье. Включение антикоррупционной тематики в учебную программу, составление публичных рейтингов вузов по уровню коррупции, совместная работа с Гражданским Альянсом позволит продвигать «нулевую терпимость» в повседневную жизнь широких слоев общества, с Национальной палатой предпринимателей — в корпоративном секторе. Особая роль в формировании антикоррупционной культуры и поведения отводится СМИ. Отдельный самостоятельный блок действий обусловлен реализацией мер по снижению предпосылок для коррупции. В частности, через свою фракцию в Мажилисе Парламента посредством принятия пакета законов по кардинальному снижению административных барьеров для бизнеса. Даже в перечне это достаточно большой блок вопросов, который предстоит решить, объединив усилия партии, депутатов, общественности, СМИ, то есть действуя по всем направлениям одновременно. Поставлена задача совершенствования всего антикоррупционного законодательства, максимальной прозрачности деятельности правоохранительных органов и судебной системы как тех институтов власти, что оказывают особое влияние на степень доверия ей. Пошагово расписана «Дорожная карта» на региональном уровне: от участия в разработке методологий до свободного доступа населения к информации по объемам выделенных и израсходованных лекарств в конкретных медучреждениях.
О комплексе принимаемых мер по реализации Антикоррупционной стратегии в своем ведомстве рассказал заместитель руководителя департамента Агентства по делам госслужбы и противодействия коррупции — председатель Дисциплинарного совета Куаныш Жапаков. Первый заместитель Атбасарского районного филиала партии Корлан Тажденова отчиталась о работе по укреплению внутрипартийной дисциплины и исполнению рекомендаций. На заседании был утвержден план работы Общественного совета и план мероприятий областного филиала партии по исполнению «Дорожной карты».
Валентина КОСЯНЮК.