Кокшетау — 190 лет
Но если сделать словесную перестановку «Дорога — жизнь», то смысл абсолютно не изменится. Именно эту нагрузку несет название уникального музея, созданного не так давно в Акмолинском отделении железной дороги. Расположился он в просторных залах нижнего помещения вокзала г. Кокшетау и занимает площадь в 360 квадратных метров. Тысячи тщательно собранных экспонатов дают возможность преодолеть незримую стену времени, совершить паломничество в прошлое, ощутить личную причастность к истории.
Днем здесь немноголюдно: зайдет скоротать время до отправления своего поезда скучающий пассажир, забегут школьники, заглянет ветеран из своих. Зато по праздничным датам залы оживают, даже фотографии как-то блестят новым глянцем, и маленькие паровозики, кажется, вот-вот издадут пронзительный свист к отправлению, а фигура начальника станции приосанится -и заживет история в макетах и старых инструментах. Начальник всего этого хозяйства — ветеран железнодорожного транспорта Мажит Шахманович Галимжанов, работающий, кстати, в этой должности на общественных началах, любит бродить по пустым залам, когда все посетители разойдутся. Железнодорожная династия его семьи насчитывает неполных 400 лет, кому как не ему знать, с чего все начиналось… И кому как не ему было поручено руководством начинать создание музея с нуля.
Музей небольшой здесь уже был: пара стендов с блеклыми фотографиями да собранные наспех экспонаты. Располагалось все в небольшой комнатке с протекающим потолком. Когда после очередного потопа пришлось все собранное свалить в кучу, и появилась идея создать полноценный музей, по всем правилам и канонам. Вячеслав Иванович Миронов, будучи в ту пору начальником отделения дороги, идя навстречу пожеланиям ветеранов и видя перспективу, административным решением объявляет всеобщий сбор материалов и вещей, документов и фотоматериалов для музея. Железная дорога в то время была своеобразным государством в государстве: у нее было свое домоуправление, детские сады, школы, Дворец культуры, службы путейцев, локомотивщиков, вагонников, энергетиков, станции, вокзалы, спортивное общество и так далее. Все оказались задействованы и привлечены. Пример показал начальник энергоучастка Касымбек Бауржан Кадырбекович, они собрали у ветеранов раритетные вещи — катушки, проволока, электроинструменты, аккумуляторы, куски кабеля, измерительные приборы, старые телефоны, машинки, стенды. Заказали в рекламной фирме красивый стенд, чтобы разместилось на нем все компактно и красиво. Пример оказался заразительным, так дело потихоньку и пошло.
В самом большом зале разместили информационный материал со стендами, макетами, фотографиями. Вот колокол, отбивающий удары до отправления поезда, так кажется и слышно: «Динь-динь» — поехали…
«Они были первыми», «Наши фронтовики», «Ветераны дороги», «Наша гордость» — со старых фотографий смотрят те, кто ковал историю предприятия, кто побывал на полях сражений, кто встречал первые целинные эшелоны, кто руководил различными подразделениями. Мажит Шахманович рассказывает, что обзванивал всех родственников, живых старожилов предприятия, ветеранов, чтобы приносили фотографии, документы, все, что представляло для музея ценность. Так появились в коллекции два номера газеты «Гудок», датированные 9 и 10 мая 1945 года. Их принес Леонид Иванович Дмитриев, бывший начальник ПЧ, посчитавший, что здесь этим печатным изданиям — самое место. Дополняют друг друга и четыре огромных полотна, написанные местным художником Сакеном Култасовым: на одной — проводы мужчин на фронт, на другой — картина поля боя со взрывами и смертью, затем — встречи оставшихся в живых солдат, прибытие первого эшелона с первоцелинниками, выписан каждый фрагмент с любовью и внутренним душевным трепетом.
Большая площадь отведена макетам современного комплекса привокзальной площади: более десятка зданий, воплощенных с помощью бумаги и пенопласта. Почти полгода трудился над изготовлением макетов все тот же художник-энтузиаст и патриот «железки» Сакен Кунгасов, где только ни собирал картон, пенопласт, покупал фольгу, клей и бумагу. Получилось красиво и масштабно.
Во втором зале можно проследить историю предприятия с самого ее начала: вот постановление правительства СССР за подписью В.И. Ленина о начале строительства железной дороги Петропавловск—Кокчетав (Петрокок) от 5 августа 1920 года, вот фотографии начала земляных работ, укладки первых рельсов (кстати, были они старыми из разобранных путей железнодорожной трассы Семипалатинск — Сергиополь), дополняет картину сентиментальное полотно разбуженной казахской степи, когда приходилось сниматься с насиженных мест не только людям, но и птицам…
Макеты тепловозов, керосинки, лампы обходчиков, старый телеграфный аппарат с настоящей лентой, рельсорезка, кусок узкоколейки, тормозной башмак, сигнальный фонарь — все экспонаты имеют свой временной отрезок и занимают в нем свое почетное место. У каждой службы, имеющей в музее специальный уголок, свои экспонаты. Пожарники демонстрируют каски и шланги, служба связи — кабель и пульт обеспечения, клуб «Локомотив» — кубки и грамоты, Дворец культуры — призы и дипломы, детский сад — поделки детей и достижения выпускников, перечислить все невозможно, да и нет необходимости. В целом, экскурсия по музею оставляет очень приятное впечатление, поражает масштабностью проведенной работы, бережным и даже трепетным отношением ко всему.
Резонным был бы вопрос: а насколько оценивает эту работу руководство отделения? Ведь все это нужно было не только собрать, систематизировать, оформить, но и хранить, беречь! Оказалось, кроме морального удовлетворения, ни хранитель, ни энтузиасты ничего не получают. И это в наше-то время?!
Провожает посетителей фигура начальника станции, почти как живая: форменная одежда, фуражка, ладная стать, он собран, сосредоточен, держит связь со всеми подразделениями, чтобы все поезда отправлялись по расписанию, чтобы пассажирам был обеспечен комфорт, а грузы отправлялись в разные стороны света в срок и без всяких сбоев. И для него жизнь — дорога!
Любовь ФОМИЧ.