Любимое дело Сымбат Бекентаевой
В педагогической среде редко встретишь 25-летнего человека, уже добившегося признания коллег не только в своей стране, но и на международном уровне.
Сымбат Бекентаева — преподаватель педагогики и частных методик дошкольного отделения Щучинского педагогического колледжа, как раз такой случай.
Выросшая в семье ветеринарного врача и бухгалтера и с отличием окончившая Савинскую основную школу Бурабайского района, девушка также с отличием завершила обучение в Щучинском гуманитарно-техническом колледже по специальности «Дошкольное обучение и воспитание». Но сразу работать по специальности не пошла, устроилась офис-менеджером в частную организацию.
— И как здорово, что через восемь месяцев мне пришлось оттуда уволиться, — рассказывает сегодня Сымбат Бауржановна. — Начав работать методистом в детском саде «Мерей», я поняла, что правильно выбрала себе профессию педагога и начала серьезно заниматься саморазвитием, получением необходимых знаний. Теперь твердо знаю — никогда не брошу любимое дело. Разве что замуж — и в декретный отпуск.
Всего за пять лет педагогической деятельности Сымбат Бекентаева добилась очень многого. Традиционно с отличием заочно окончила КГУ им. Ш. Уалиханова и магистратуру при Кокшетауском университете им. А. Мырзахметова. За четыре учебных года работы в Щучинском педколледже выросла от преподавателя педагогики и частных методик на дошкольном отделении до его заведующей.
Результативность ее работы вызывает большое уважение и даже восхищение. Увлеченный специалист за столь короткое время успела разработать шесть авторских программ и научных проектов, шесть методических и учебных пособий, электронные учебники и курсы лекций по преподаваемым темам. А сколько интересных открытых занятий и внеклассных мероприятий, высоко оцененных коллегами, уже проведено Сымбат Бауржановной!
Учебные и методические пособия, разработанные Бекентаевой, сегодня используются в Болгарии преподавателями педагогического факультета Софийского университета им. Святого Климента Охридского, преподавателями дошкольных дисциплин Гуманитарного колледжа г. Астаны, воспитателями детских садов и предшкольных классов не только северных областей Казахстана, но и Российской Федерации. Ее студенты демонстрируют стопроцентное качество знаний при оценке уровня профессиональной подготовленности и присвоения квалификации, сдаче государственных экзаменов.
Сымбат Бекентаева не боится участвовать в олимпиадах и конкурсах самого разного уровня. Считает, что это помогает самоутверждению, подталкивает на новые творческие дела, а опыт общения с коллегами на таких мероприятиях просто бесценен. Причем не единожды она занимала почетные места, как, например, во П международном конкурсе учителей «Мой инновационный урок», в республиканском конкурсе учителей «Ұлағатты ұстаз-4», в которых она стала первой. Уже не один год Сымбат Бекентаева является лектором курсов переподготовки кадров для дошкольных учреждений в рамках государственной программы «Балапан», а еще — таких же курсов в рамках программы «Занятость-2020».
Нынешней осенью молодой и перспективный педагог завоевала Гран-при в областном конкурсе «Үздік педагог-2014» среди преподавателей организаций технического и профессионального образования, получив путевку на одноименный республиканский конкурс.
Учитывая все рассказанное о нашей героине, а также ее выступление на республиканской сцене, жюри главного конкурса страны назвало Сымбат Бекентаеву среди победителей. Во время торжественной церемонии на сцене Дворца Независимости министр образования и науки РК Аслан Саринжипов вручил нашей землячке нагрудный знак «Лучший педагог организаций образования Республики Казахстан», подарочный сертификат на один миллион 852 тысячи тенге и именную статуэтку.
Сымбат Бауржановна считает, что эта и другие ее победы стали возможны во многом благодаря коллективу ее родного колледжа во главе с директором Раушан Ибраевой, где царит доброжелательная, творческая обстановка. А впереди — новые педагогические высоты. Ведь планов — громадье!
Валентина ТЕПЛЯКОВА.
Бурабайский район.
***
Прививаем детям доброту
Первая школа воспитания добрых чувств растущего человека — семья. Это целый мир для ребенка, в котором он учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Здесь он приобретает первый опыт общения, умения жить среди людей.
Маленький ребенок не умеет понять сердцем, что, ударив сверстника, причинил ему боль, что, мучая животное, поступает жестоко. Он может с легкостью смеяться над плачущим товарищем, дразнить его, давать прозвище человеку с физическим недостатком. Нельзя забывать о том, что малыш, обладая огромной потребностью впитывать в себя любовь и внимание тех, кто его окружает, не обладает в той же степени потребностью отвечать на заботу о нем заботой, на внимание вниманием. Между тем мы не всегда замечаем, что сами слишком много и безоглядно даем ребенку внимание и заботу, ничего не требуя от него взамен. «Пока мал, так и должно быть. Вырастет — воздаст нам сторицей!» — считают многие родители. Но так ли это? Не растят ли они против своего желания эгоиста, потребителя радостей, равнодушного, черствого человека? Каким будет ваш ребенок, зависит от вас: первые уроки доброты он получает от самых близких ему людей.
Случается, от ребенка требуют доброты, внимания, ласки к себе, но… закрывают глаза, когда он эгоистичен и груб с посторонними, бессердечен с животными, потребительски относится к природе. Чуть ли не нормой считают, что малыш рвет ветки с дерева, ходит по газону, пачкает садовую скамью, бесцеремонно расталкивает прохожих. На замечания других родители отвечают с убежденностью: «Ведь ребенок!». А маленький человек здесь же, он слышит, что его поступки оправдывают, и соответственно делает выводы. Народная мудрость говорит: «Что посеешь, то и пожнешь». Не воспитаешь в ребенке внимательное, чуткое, доброжелательное отношение к окружающим людям, сочувствие и любовь ко всему живому, не жди иного отношения к себе.
Присмотритесь, чему радуется ваш ребенок, что вызывает у него улыбку, смех, огорчение? По эмоциональным реакциям нетрудно догадаться, сумели ли вы заложить в нем нравственные чувства. Один огорчается неудачей товарища и старается помочь ему, глубоко переживает ссору с ним, сочувствует бездомному животному и стремится накормить, приютить его; у другого это не вызывает отклика в сердце, напротив, он даже испытывает удовольствие от того, что другу что-то не удается; третий проявляет ко всему полное равнодушие.
Повседневные и совсем, казалось бы, малозаметные дела должны учить ребенка быть творцом радости для других: помогал маме, подготовил к семейному торжеству сюрприз, хорошо вел себя в детском саду и дома, вместе с отцом что-то починили, смастерили… Но если ребенок остается в стороне от забот и нужд семьи, если взрослые стараются сделать его жизнь постоянным праздником, боясь омрачить переживаниями, то у него складывается убеждение: все радости принадлежат только ему, а то, что требует душевного напряжения, сопряжено с неприятными эмоциями, — удел родителей.
Ошибочно считать, что внимание к близким, умение разделять их радости и тревоги могут возникать у ребенка сами по себе или потому, что он является свидетелем добрых внутрисемейных отношений. Эта способность приходит к нему вместе с заботой о других, благодаря целенаправленному воспитанию. Только так чувственный опыт и «опыт поступков» сливаются воедино. И это очень важно воспитание у ребенка активной, деятельной доброты. Коллектив детского сада «Little People» во главе с директором Татьяной Ержано-вой уделяют огромное внимание этому вопросу. Мы проводим множество мероприятий, бесед с детьми, где каждый педагог старается привить любовь и доброе отношение к людям, животным, родному краю. Ведь подлинная доброта заключается не в добрых намерениях, а в добрых делах.
Гулсулу АЛИНОВА,
воспитатель детского сада «Little People».
***
Готовят кадры для села
Колледж Агробизнеса с. Чаглинка Зерендинского района является экспериментальной площадкой по внедрению дуальной системы обучения на основе изучения и внедрения опыта профессионального образования Германии и Финляндии.
В этих целях для подготовки конкурентоспособных специалистов на рынке труда ведется работа по оснащению учебно-материальной базы современным оборудованием, приближенным к производству.
В рамках реализации «Плана институционального развития» на выигранный грант Всемирного банка развития в размере 380 тысяч долларов по специальности «Агрономия» запущена лаборатория, у которой большие технические возможности для практических занятий учащихся. Здесь будущие агрономы с большим интересом на практике осваивают пурку для определения зерна, универсальный делитель зерна для отбора навески требуемой массы, мельницу для измельчения лабораторных проб зерна. Тестомесилку применяют для замеса теста из цельно-смолотого зерна пшеницы и муки при определении количества и качества клейковины. Для специальности «Агрономия» возведен учебный тепличный комплекс как один из элементов внедрения дуального обучения. В мини-теплице студенты применяют свои теоретические знания на практике и получили уже свой первый урожай огурцов.
В рамках укрепления связей с действующими социальными партнерами по профилю подготовки специалистов разработан ряд долгосрочных соглашений о взаимном сотрудничестве с такими предприятиями, как ТОО «Сенім Жер», «Есиль Агро», «Арка Зеренді». Для них дуальное образование — это возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем необходимым требованиям, экономя на расходах по поиску и подбору работников, их переучивания и адаптации. К тому же есть возможность отобрать самых лучших учащихся, ведь за три года все их сильные и слабые стороны становятся очевидными. В свою очередь такой подход мотивирует учащихся учиться не для галочки.
Орынбасар ЖАКАНОВА,
зав. отделением агротехнических дисциплин.
***
Государственные услуги совершенствуются
Государственные услуги играют важную роль в развитии современного общества. Ежегодно в своих Посланиях народу Казахстана Президент страны определяет модернизацию системы государственного управления как одно из приоритетных направлений развития РК.
Постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 сентября 2013 года за №983 утвержден реестр государственных услуг. В настоящий момент он содержит 647 государственных услуг, оказываемых в различных сферах жизнедеятельности человека, таких, как здравоохранение, образование, социальная защита и обеспечение, культура, туризм, спорт и других.
Для обеспечения единых требований к качеству оказания госуслуг разрабатываются стандарты. Они содержат основные требования к процедуре их оказания: устанавливают перечень необходимых документов, сроки, условия оказания госуслуги, указывают организации, их оказывающие, и т.д. На основании стандарта получатель имеет право на обоснованное обжалование качества полученной государственной услуги.
После утверждения стандарта разрабатываются и утверждаются регламенты государственных услуг. Регламент содержит четкое описание процедуры оказания услуги государственной или иной уполномоченной на то организацией.
Он позволяет контролировать процедуру оказания госуслуги внутри организации, тем самым обеспечивая уровень ее качества и эффективности процедур.
Таким образом, стандартизация и регламентация являются основополагающими и необходимыми для установления единых требований к процессу оказания государственных услуг.
Государственные услуги оказываются услугодателями, а также через центры обслуживания населения и посредством веб-портала электронного правительства.
Сегодня в реестре имеется 22 государственные услуги, оказываемые организациями образования области. Семь из них оказываются в бумажном и электронном виде через ЦОНы и через портал электронного правительства (www.egov.kz), 15 — в бумажном виде непосредственно в организациях образования.
Основные усилия направлены на повышение уровня взаимодействия населения с госорганами за счет использования электронных форм предоставления государственных услуг, сокращения количества документов и общих сроков оказания услуг, а также снижения количества личных визитов в государственные и местные исполнительные органы.
Одними из часто востребованных государственных услуг в сфере образования являются: «Постановка на очередь детей дошкольного возраста (до 7 лет) для направления в детские дошкольные организации»; «Установление опеки или попечительства над ребенком-сиротой (детьми-сиротами) и ребенком (детьми), оставшимся без попечения родителей»; «Предоставление дошкольного образования»; «Прием документов и зачисление в организации образования, независимо от ведомственной подчиненности, для обучения по общеобразовательным программам начального, основного среднего, общего среднего образования»; «Предоставление бесплатного питания отдельным категориям обучающихся и воспитанников в общественных школах» и ряд других.
Хочется заострить внимание акмолинцев на том, что стандарты государственных услуг размещаются в местах нахождения услугодателей (в госорганах), на интернет-ресурсах услугодателей, в центрах обслуживания населения, на веб-портале электронного правительства и в СМИ.
Полная информация о порядке оказания госуслуг нашей сферы располагается на официальном сайте Министерства образования и науки РК по адресу: www.edu.gov.kz и облуправления образования: akmoedu.kz в разделе «Государственные услуги».
Ботагоз ЗУЛКАРНАЕВА,
главный специалист облуправления образования.
***
Решать всем вместе
Районная конференция на тему «Профилактика аутодеструктивного поведения детей и подростков» прошла в с. Астраханка.
Вопросы психологической готовности к работе с учащимися группы суицидального риска, улучшения деятельности психологических служб, привлечения к профилактике социальной дезадаптации и аутодеструктивного поведения среди детей и молодежи сегодня особенно актуальны. Поэтому столь широк был состав участников мероприятия: руководители школ и их заместители по воспитательной работе, психологи, специалисты райбольницы и РОВД, представители исполнительной власти, духовенства, родители.
С ситуацией по подростковому суициду в районе и области на пленарном заседании собравшихся ознакомил руководитель отдела образования Микаил Климатов, призвав всех к серьезной совместной работе. О том, как заметить надвигающийся суицид и о социально опасной референтной группе говорила в своем выступлении Елизавета Бородай — психолог ЦРБ. На защите прав несовершеннолетних и профилактике подростковой преступности заострил внимание участников конференции участковый инспектор ювенальной полиции Астраханского РОВД Самат Какимов. Опытом работы по обсуждаемой теме поделились представители ряда школ района. Никого не оставили равнодушным обращения имама Астраханской мечети Адильхана Нурахметова и настоятеля прихода Иоана Златоуста отца Андрея.
Во второй части конференции, поделившись на пять групп, все приняли участие в мастер-классах, которые провели опытные педагоги-психологи школ района. Темы занятий — «Детско-родительские конфликты», «Как помочь ребенку преодолеть негативные эмоции, научить владеть собой», «Как защитить детей от травли и издевательств на улице (школе)», «Личность родителей и развитие ребенка. Ошибки семейного воспитания», «Оказание психологической поддержки подросткам с аутодеструктивным поведением» — по оценке участников оказались очень полезными и злободневными. В помощь родителям были розданы буклеты, памятки, листовки по профилактике суицида среди подростков с рекомендациями, правилами воспитания, призывами к совместным действиям. Ведь для освоения детьми навыков преодоления жизненных трудностей необходимы общие усилия родителей, учителей, друзей, общественности.
Участники конференции были едины во мнении: мероприятие своевременное и будет способствовать большой совместной работе по профилактике суицида среди несовершеннолетних.
Дина АНДРЕЕВА. Астраханский район.