22 июня исполнилось двадцать пять лет с того момента, как у руля власти Казахстана стоит Нурсултан Абишевич Назарбаев. Мировая история изобилует примерами куда более долгих сроков управления страной несменяемым политическим деятелем.
Происходило это по разным причинам: играли роль монархические традиции, жесткие авторитарные методы правления, гораздо реже это происходило в силу высокого уровня доверия народа политическому лидеру. В политологии это называют легитимностью власти. Наш казахстанский случай, без сомнения, относится именно к этому варианту.
Причем уровень доверия Президенту как измеряемый новейшим социологическим инструментарием, так и ощущаемый на уровне обыденного сознания каждым из нас, возрастает год от года. Казахстанцы поверили Нурсултану Назарбаеву в очень непростые для всех годы становления республики, убедились в правильности своего выбора в начале 2000-х годов, когда страна развивалась очень быстрыми темпами. В годы мирового экономического кризиса, неизбежно затронувшего и Казахстан, доверять не перестали. Поверили в реалистичность его планов войти в кратчайшие по историческим меркам сроки в число 30-ти наиболее развитых стран мира.
«Феномен Назарбаева», о котором сегодня говорят во всем мире, во многом заключается уже в том, что высокий уровень легитимности Нурсултан Абишевич приобрел в эпоху социализма, и не просто не утратил, а укрепил в условиях совершенно иных общественных отношений. И то, что мы с вами пережили революцию (ее глубинная суть как раз и заключается в смене форм собственности, все остальное уже вытекает из этого) куда более спокойно, чем во многих иных сопредельных государствах, не превратив ее в «тюльпанную», не окрасив в «оранжевые» цвета, во многом заслуга нашего Лидера.
Феноменален и тот факт, что Нурсултан Назарбаев пользуется доверием всего полиэтничного и поликонфессионального народа. Причем уровень признания от этнической принадлежности, вероисповедания людей не зависит ни в коей мере.
Достоин изучения и анализа тот факт, что по данным серьезных социологических исследований уровень доверия Президенту Казахстана прямо пропорционален уровню образования опрашиваемых. При том, что формирование критического мышления — непременный спутник хорошего образования. Более того, чем больше возможностей сравнивать происходящее в нашей стране с событиями в странах дальнего и ближнего зарубежья имеет конкретный казахстанец, тем большее уважение испытывает он к своему Президенту.
Исследователи, пишущие о феномене Назарбаева, пытаются определить тип легитимности его власти по ставшей классической типологии Макса Вебера, с успехом применяемой уже второе столетие.
Первый, выделенный им тип, классик назвал традиционным. При ней доверие к власти основывается на укоренившейся в человеке привычке придерживаться каких-либо обычаев. И на уважении Лидера к этим обычаям. Вспомним, как часто Нурсултан Абишевич говорит о значимости традиционных ценностей, доставшихся нам от предков, как много делает для того, чтобы они обрели второе дыхание в стремительно развивающемся индустриальном обществе. Так что Президент Казахстана, несомненно, обладает элементами легитимности традиционного типа.
Но есть у него и колоссальная харизма, которую Макс Вебер выделяет в качестве второго типа легитимности власти. Дословный перевод слово «харизма» с языка происхождения — «дар, милость». Умение не просто уловить то, что мы сегодня называем «трендами» — основные направления развития, но самому формировать их, не просто услышать чаяния народа, но и самому быть услышанным, разве это не дар? И не столь важно, даровано это умение высшими силами или досталось от мудрых предков. Главное, что столько раз это качество Лидера Казахстана выручало нас в очень непростых ситуациях.
Рациональная легитимность (иногда ее называют демократической) проистекает из соответствия власти принципу разумности, с помощью которого устанавливается правовой порядок действующего политического строя. С первых дней обретения независимости Нурсултан Назарбаев находится в эпицентре процесса конституционного строительства, созидания правового государства. И чем выше уровень правовой и политической культуры граждан Казахстана, тем выше легитимность Президента, неукоснительно действующего в рамках правового поля.
Возможно именно тем, что Нурсултан Назарбаев воплощает в себе элементы всех трех классических типов легитимности власти и определяется его феномен, позволяющий не просто смотреть на десятилетия вперед, но и мобилизовать на реализацию самых амбициозных планов ставший единым народ.
Единство народа казахстанский Лидер всегда называет главным условием развития страны. Сегодня нас, столь разных и непохожих, сплачивают единые ценности, зримым воплощением которых является реализация грандиозного замысла Президента — Астана.
«Дворец Независимости, устремленная ввысь стела «Қазақ елі», Дворец мира и согласия, мечеть «Хазрет Султан» и здание Национального университета искусств, а теперь и Национальный музей истории — это архитектурное воплощение вечных ценностей нашего народа», — говорил он на торжественной церемонии открытия Национального музея РК распахнувшего свои двери накануне шестнадцатилетнего юбилея юной столицы.
Как же точно названные им архитектурные шедевры символизируют фундаментальные ценности, обозначенные Президентом страны в Послании «Казахстанский путь-2050: единая цель, единые интересы, единое будущее!».
Они взяты не из заоблачных теорий. Эти ценности — опыт Казахстанского пути, выдержавший испытание временем. В их числе Независимость Казахстана и Астана, национальное единство, мир и согласие в нашем обществе…
Нина МИТЧИНОВА,
член Ассамблеи народа Казахстана.