Реликтовое озеро

070-8-4Окно в природу
Реликтовое — значит очень древнее. Существуют реликтовые растения, животные, то есть представители флоры и фауны минувших геологических эпох, дошедшие до нас неизменными. Но не только животные и растения, даже озера бывают реликтовыми.
Тениз — самое крупное озеро не только Коргалжынского заповедника, но и всего Северного и Центрального Казахстана. Площадь его 1500 квадратных километров, недаром Тениз в переводе с казахского — «море». Озеро очень древнее, ведь оно является остатком огромного моря Тетис, которое еще в третичный период, миллионы лет назад, занимало всю Тениз-Коргалжынскую впадину.

Огромная площадь, своеобразный кормовой состав всегда привлекали и привлекают птиц. Одних, таких, как чайки, крачки, кулики — выводить потомство на многочисленных островах. Других — пеганок, огарей — на линьку. Каждую весну и осень над Тенизом стоит птичий гомон. Летят десятки тысяч птиц: гуси, утки, лебеди и т.д.

Но поскольку речь у нас зашла о реликтах, хочется отметить обитателей Тениза, таких же древних, как и он. Это, например, удивительные розовые фламинго. Необыкновенные для наших мест птицы, уж больно они отличаются своим тропическим ярким нарядом от наших пернатых, «одетых» куда более скромно. Много писалось о краснокрылых, ставших гордостью и эмблемой Коргалжынского заповедника. И неслучайно, ведь за последние 25-30 лет на пространстве бывших стран СССР, фламинго гнездится только на озере Тениз — самой северной точке гнездования этого вида в мире. Его численность в заповеднике в разные годы составляет 20-40 тысяч особей. Колониальная птица строит гнезда на островах озера, один так и назван в ее честь — Розовый. Трудно представить, что эти горделивые красавцы, которых мы сейчас можем видеть на Тенизе, вот также выводили птенцов миллионы лет назад в этом же самом месте на огромном тогда море Тетис. И с тех пор не изменился ни их облик, ни образ жизни. Как не изменились их извечные соседи — черноголовый хохотун и чеграва, которые также являются реликтами. Испокон веков весной прилетают они на свое родное озеро, образуя на островах большие колонии. Как и у фламинго, у них есть «свои» острова — остров Чеграв, Чаячий остров.

Каждый год в начале мая в ярко-зеленеющие притенизские степи приходят стада сайгаков. Эти быстроногие животные спешат сюда с мест своих зимовок, расположенных почти за тысячу километров. Ведет их инстинкт продолжения рода, ведь именно здесь в скором времени у них появляются детеныши. Древний обитатель открытых пространств сайгак — ровесник мамонта и шерстистого носорога, в начале ХГХ века был на грани исчезновения. И только вовремя принятые меры о полном запрете охоты на сайгаков спасли их. Численность сайги только в Казахстане в 70-80 годы прошлого века составляла более 1 миллиона голов, и в притенизские степи на окот приходили около 100 тысяч этих антилоп. По разным причинам, основной из которых является браконьерство, в 90-х годах численность сайгаков в Казахстане сократилась до 20 тысяч! И только благодаря деятельности различных программ, международных и отечественных проектов, мерам, принимаемым нашим Правительством, численность этого древнего вида стала восстанавливаться: в 2013 году, по официальным данным, в Казахстане насчитывалось 187 тысяч, а в заповедных степях — 20 тысяч.

Надеемся, что сайгаку повезет и в этот раз, и его не придется вносить в Красную Книгу Казахстана, куда внесены другие реликтовые виды — фламинго и черноголовый хохотун.

А ведь реликты образно можно назвать живыми ископаемыми, музейной редкостью. Именно поэтому они нуждаются в особой опеке человека, и он обязан сделать все, чтобы эти животные, сумевшие сохраниться неизменными в процессе эволюции в такой громаднейший срок, не исчезли с лица земли за какие-то десятки лет.

Ольга КОШКИНА,
специалист Коргалжынского государственного природного заповедника.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также