Создание единой таможенной территории позволило существенно увеличить емкость внутреннего рынка. Объем общего рынка стран Таможенного союза составляет 2 трлн. долл. США, человеческих ресурсов -порядка 170 млн. человек, территория — 20 млн. кв. м, общий производственный потенциал — 600 млрд. долл.
Расширение рынка сбыта отечественной продукции
Для Казахстана данный момент имеет особую значимость с учетом того, что страна обладает ограниченным внутренним рынком в 17 млн. человек. На 1 кв. км страны в среднем приходится лишь 6 казахстанцев. Другая проблема, что даже это количество населения расселено по всей стране неравномерно, поэтому мы зачастую сталкиваемся с проблемой, когда завод может находиться за сотни километров от потенциального рынка сбыта своей продукции.
Таким образом, евразийская интеграция создает единый емкий рынок, который открывает для нашего бизнеса, обладающего конкретным товарным предложением, огромные перспективы для сбыта.
Касаясь перспектив расширения рынка евразийской тройки, нельзя оставить без внимания тот факт, что с 2014 года с введением электронных форматов закупок государства ЕЭП предоставят казахстанскому бизнесу национальный режим к государственным закупкам.
Что это значит? Это значит, что казахстанские предприятия смогут участвовать в государственных и муниципальных закупках России и Беларуси наравне с российскими и белорусскими поставщиками. Тогда как объем рынка госзакупок стран-партнеров по ЕЭП составляет ежегодно порядка 198 млрд. долл. США. Для сравнения, рынок госзакупок Казахстана составляет порядка 7,6 млрд. долл. США. Рынок стран-партнеров превышает отечественный рынок в 26 раз, предоставляя очевидный потенциал для развития отечественных товаропроизводителей и, в целом, бизнеса.
Таким образом, первый аргумент в пользу интеграции — это расширение рынка сбыта для отечественного бизнеса, которое будет стимулировать его развитие. В свою очередь развитие отечественного бизнеса будет оказывать долгосрочный благоприятный эффект на общее экономическое развитие Казахстана: будут создаваться новые рабочие места за счет открытия новых производств и расширения уже имеющихся производителей, которые ориентированы на рынки сбыта стран-партнеров. Все это будет способствовать сокращению безработицы и росту благосостояния нашего народа.
Об инфраструктуре стран-участниц евразийской тройки
Казахстан — внутриконтинентальная страна, которая испытывает значительные трудности в доставке своего экспорта на мировые рынки. В результате, доля транспортных и логистических издержек весьма высока в конечной стоимости казахстанского экспорта. Исследования Всемирного Банка показали, что 16 из 31 внутриконтинентальных стран мира относятся к наиболее бедным нациям в мире. Таким образом, решение проблемы выхода к мировым рынкам является актуальной проблемой для казахстанской экономики, в особенности, в контексте задач по модернизации Казахстана до 2050 г.
Интеграция с Россией и Республикой Беларусь частично решает транспортную проблему Казахстана. Территория данных стран является стратегическим мостом, связывающим Казахстан с Европой с одной стороны, и с АТР с другой. Упрощение административных и других барьеров в движении товаров в рамках интеграционного объединения существенно облегчает доставку казахстанского экспорта на мировые рынки.
К примеру, в сфере железнодорожных перевозок с 1 января 2013 года каждым из государств ЕЭП применяется унифицированный тариф на услуги по перевозке грузов по видам сообщений (экспортный, импортный и внутригосударственный).
Унификация тарифов устанавливает прозрачность их применения, способствует созданию равных конкурентных условий для товаров и товаропроизводителей. Объем осуществляемых перевозок казахстанскими грузоотправителями по территории России в 2013 году составил 24,8 млн. тонн, что составляет 14,7% от общего физического объема казахстанского экспорта (168,3 млн. тонн).
При обеспечении беспрепятственного доступа к газотранспортной инфраструктуре возможно получение дополнительной прибыли при экспорте казахстанского газа в страны Европы. Так, например, экспортная цена казахстанского газа составляет 223,8 $/тыс.м3, в то время как цена газа в Германии (основной потребитель газа в Европе) -469 $/тыс.м3. Таким образом, выгода в случае наличия доступа на рынки Европы, с учетом транспортных расходов, составит порядка $145,2 за тыс.м3.
Таким образом, второй аргумент в пользу евразийской интеграции — это предоставление более благоприятных условий доступа казахстанским экспортерам к российской и белорусской транспортной инфраструктуре, что позволит сократить транспортные издержки и, соответственно, повысить конкурентоспособность казахстанской продукции на рынках третьих стран. Отсутствие внутренних таможенных границ позволяет уже сейчас сокращать транспортные издержки и время в пути нашим экспортерам зерна и муки, иных готовых и сырьевых товаров на европейские рынки.
Перспективы транзитного потенциала РК
Развивая транспортную тематику, нельзя забывать и о потенциале данной отрасли. Сегодня многое говорится о том, что Казахстан может стать стратегическим сухопутным мостом, который свяжет Европу и Восточную Азию. Объединение территорий Казахстана, России и Беларуси может способствовать эффективному использованию транзитного потенциала региона.
Создание интегрированного пространства между Казахстаном, Россией и Беларусью значительно упростит задачу реализации трансконтинентального проекта «Западная Европа — Западный Китай», или же воссоздания Великого Шелкового пути.
Так, если раньше европейским и азиатским производителям нужно было пересекать три государственные границы, то с реализацией интеграционного проекта создастся пространство с едиными таможенными тарифами, стандартами, что значительно упростит межконтинентальные перевозки грузов.
В целом в результате совершенствования, унификации процедур пересечения границ, таможенного администрирования и других мер государственного контроля стран-участниц Евразийского экономического союза ожидается значительное повышение привлекательности сухопутных перевозок по территории стран евразийской тройки.
Основные перспективы в этом направлении связаны с бурно развивающейся экономикой Китая. Годовой объем внешней торговли между КНР и Европой уже сейчас превышает 500 миллиардов долларов при среднегодовом росте в 8%. К 2020 году руководство ЕС и КНР планируют довести уровень двухсторонней торговли до 1 трлн. долларов. Перетягивание лишь ограниченного объема данного грузопотока на евразийский сухопутный маршрут сулит существенные дивиденды странам евразийского экономического союза.
Транзитный маршрут из Китая в Европу через страны Евразийского экономического союза имеет неоспоримое преимущество: он значительно короче по сравнению с морским маршрутом через Суэцкий канал.
Если перевозка грузов между Европой и Тихим океаном по Транссибирской магистрали может занять 9-10 дней, то потенциально можно было бы обеспечить железнодорожное сообщение из Китая в Европу через Центральную Азию продолжительностью не более примерно 20 суток, — по сравнению с доставкой морем за полтора месяца и дольше. Со своей стороны, автотранспортный сектор оценивает возможный срок доставки грузов между Европой и Азией в две недели. Единственный реальный экономический барьер для развития альтернативы наземных перевозок — цена этих услуг, которая будет снижена за счет образования единого транспортного пространства Казахстана, Беларуси и России.
Таким образам, третий аргумент в пользу интеграции — это обеспечение эффективного участия Казахстана в формируемой трансконтинентальном сухопутном маршруте «Западная Европа —Западный Китай» за счет объединения транспортной инфраструктуры евразийской тройки.
Интеграция — стимул для диверсификации экономики Казахстана
Параллельное развитие интеграционного процесса и индустриализации Казахстана уже демонстрирует определенные результаты. Договоренности, достигнутые в рамках ЕЭП, позволяют преумножить имеющиеся результаты и использовать новые возможности для реализации потенциала в данной сфере.
Кпримеру, экспорт Казахстанав страны Таможенного союза вырос в целом на 62,7%.
В структуре экспорта Казахстана растет доля обработанной продукции.
Так, экспорт обработанных товаров в страны Таможенного союза в 2013 году по сравнению с 2009 годом увеличился в 2 раза (или на 1,6 млрд. долл. США) и составил 3,2 млрд. долл. США.
В результате, доля обработанных товаров в экспорте казахстанской продукции выросла с 44,9% до 54,6%.
Примеры роста экспорта в ТС в сравнении с 2010 г.
1) кондитерские изделия и шоколад увеличились почти в 3 раза до 35,4 млн. долл. США (фабрики «Рахат» и «Баян-Сулу»), доля экспорта в страны ТС -53%;
2) трансформаторы в 11 раз до 8,4 млн. долл. США (AlageumElectric, доля экспорта 30% в производстве), доля экспортав страны ТС-27%;
3) запорная арматура в 1,4разадо43,1 млн. долл. США (АО УКАЗ), доля экспорта в страны ТС — 79%;
4) аккумуляторы в 1,7 раза до 30 млн. долл. США («Кайнар»), доля экспорта в страны ТС-79%;
5) малотоннажные грузовики Huyndai в 17 раз до 10,5 млн. долл. США, экспорт составляет 70% от всего производства, доля экспорта в страны ТС-90%.
6) цемент в 16 раз до 7,4 млн. долл. США, доля экспорта в страны ТС -39%;
7) конденсаторы в 1,3 раза до 6,8 млн. долл.США (Усть-каменогорский конденсаторный завод), доля экспорта в страны ТС-91%;
8) напитки и минеральные воды в 13 раз до 3 млн. долл. США («Кокшетау Минводы», RGBrands), доля экспорта в страны ТС-7%;
9) кронен пробки (пивные) почти в 2 раза до 1,3 млн. долл. США, доля экспорта в страны ТС — 60%;
10) объем производства всех видов транспортных средств в 2013 году по сравнению с 2009 годом вырос более чем в 24 раза и составил 40597 штук.
Выбор Казахстана в пользу углубления экономической интеграции со своими партнерами по ЕврАзЭС, был обусловлен тем фактом, что евразийская тройка находится на примерно равном уровне экономического развития. В этой связи можно с уверенностью сказать, что Россия и Беларусь являются естественными и наиболее реальными направлениями экспорта отечественной готовой продукции.
Развитие казахстанского экспорта в пределах ЕЭП может стать первым шагом к его расширению в глобальных масштабах. Так, экспортный потенциал Казахстана, накопленный в рамках Союза с использованием низких уровней тарифных и нетарифных барьеров, можно впоследствии эффективно задействовать для получения конкурентных преимуществ на рынках других стран.
Ведь никто не будет спорить о том, что сегодня казахстанские производители не будут обладать высокой конкурентоспособностью, к примеру, на американском или европейском рынке. Для нас оптимальные рынки находятся недалеко от границ, прежде всего в России с ее огромным населением.
Кроме этого, продвижение казахстанского экспорта готовой продукции в рамках ЕЭП необходимо рассматривать в качестве определенной «закалки» казахстанских производителей в преддверии вступления нашей страны в ВТО.
Об инвестиционной привлекательности
Как свидетельствует опыт азиатских тигров, важным источником развития любой отрасли экономики, является стабильный приток зарубежного капитала и технологий. Казахстану необходимо повышать свою инвестиционную привлекательность, прежде всего, в несырьевых областях.
Казахстан, обладая конкурентными преимуществами в области инвестиционного и бизнес-климата, готов стать «стратегическим плацдармом» для вхождения иностранных кампаний на общий рынок стран Евразийского экономического союза. К примеру, согласно индексу Всемирного Банка «DoingBusiness» за 2013 г., Казахстан занял 49 место из 185 стран мира, тогда как Россия заняла 112 место, а Беларусь — 58 место.
Также в РК действует более комфортный налоговый режим (например, ставка НДС в Казахстане — 12 % против российских 18%). Уровень общих налоговых изъятий в Беларуси составляет в среднем 80,4 % прибыли, в России-46,5, а в Казахстане — всего 29,6 %.
В результате после образования ТС и ЕЭП годовой темп роста инвестиций в обрабатывающие сектора превышает темпы роста инвестиций в среднем в экономику Казахстана (88% против 33%).
С момента создания Таможенного союза объемы ПИИ в обрабатывающую промышленность Казахстана увеличились на 88 процентов — с 1,8 млрд. долл. США в 2009 году до 3,4 млрд. долл. США в 2012 году.
При этом, общие объемы ПИИ за вышеназванный период выросли на 33% — с 21,4 млрд. долл. США до 28,3 млрд. долл. США.
Казахстан заинтересован в сохранении более благоприятного, чем у стран-партнеров по Таможенному союзу, налогового и инвестиционного климата. Данный фактор станет основой для привлечения иностранного капитала, а также капитала из стран ТС в стратегические отрасли экономики страны.
Таким образом, пятый аргумент в пользу евразийской интеграции заключается в повышении инвестиционной привлекательности Казахстана для международного бизнеса.
Стимулирование открытия совместных предприятий на территории РК
Опыт восточноазиатских стран отчетливо показывает, что именно приход успешных предприятий в экономику страны обеспечивает не только создание дополнительных рабочих мест, но прежде всего трансфер передовой технологии, знаний и капитала.
На данный момент, используя преимущества Таможенного союза, на территории РК укрепляется развитие совместных предприятий со странами партнерами по евразийской интеграции. Возможности по наращиванию кооперационных связей наших государств также обусловлены исторической взаимосвязью наших экономик.
Одним из крупных и успешных совместных казахстанско-российских проектов является создание АО «КамАЗ-Инжиниринг» по производству грузовых автомобилей в г. Кокшетау. Налажено совместное казахстанско-белорусское производство тракторов «Беларусь» на базе АО «СемАЗ» в г. Семипалатинске и комбайнов «Есиль» на базе АО «АгромашХолдинг» и др.
По мере углубления интеграции в рамках ЕАЭС и усовершенствование бизнес-климата нашей страны ожидается также приход крупных компаний из других развитых стран мира.
Таким образом, шестой аргумент в пользу евразийской интеграции заключается в создании благоприятных условий для прихода зарубежных компаний в обрабатывающий сектор экономики РК
Интеграция повышает суммарный экономический потенциал страны
Речь в первую очередь идет о долгосрочных эффектах ЕЭП для его стран-участниц. Согласно проведенному Центром интеграционных исследований ЕАБР комплексному исследованию, эффект от создания ЕЭП может за период до 2030 года достичь величины в $1трлн.
Эффект будет выражаться в дополнительном росте ВВП Беларуси на 14%, Казахстана — 3,5% и России — 2%. В расчете на душу населения основные выгоды от интеграции получат Беларусь и Казахстан, в абсолютном значении — Россия.
Уже сегодня совокупный объем экономик трех стран-участниц составляет 2,2 триллиона долларов.
Все это придает стабильность экономическому развитию Казахстана в долгосрочной перспективе.
В условиях цикличного развития рыночной экономики и периодического возникновения кризисных периодов, наподобие глобальному финансовому кризису 2008 г., в качестве ответных мер страны мира активизируют региональную интеграцию. Объединение ресурсов и потенциала национальных экономик в рамках одной региональной организации является естественным шагом, который нацелен на обеспечение более благоприятных условий для стран в кризисные периоды.
Подобные объединения призваны, прежде всего, создавать преференции для своих производителей, предпринимателей, расширяя для них внутренние границы их активности и создавая благоприятные условия для ведения бизнеса.
Наиболее яркий пример представляет собой региональная экономическая интеграция стран АСЕАН, которая была значительно активизирована в период разгара Азиатского финансового кризиса 1997-98 гг. прошлого века.
Таким образом, седьмой аргумент в пользу евразийской интеграции — повышение экономического потенциала нашей страны и обеспечение в результате стабильности экономики Казахстана в долгосрочной перспективе.
Интеграция и бизнес
В результате создания единого экономического пространства открываются новые перспективы для отечественного бизнеса.
Прежде всего, это проявится в строительстве и обслуживании транспортной инфраструктуры. В электроэнергетике предвидится рост взаимообмена электроэнергией между Казахстаном и Россией для рационализации маршрутов ее доставки потребителям.
Также очевидна польза от интеграции в сфере трубопроводного транспорта и других традиционных отраслях сотрудничества. В частности, в разработке нефтегазовых месторождений на Каспии. Кроме того, сейчас рассматриваются возможности создания совместных нефтехимических производств. Пойдут на сближение также предприятия горно-металлургического комплекса.
Большие перспективы существуют в использовании российской и казахстанской металлургической продукции в машиностроении. Здесь открывается большое поле для производственной кооперации предприятий Карагандинской и Восточно-Казахстанской областей с уральскими заводами. На базе российских технологий Казахстан может развивать производство собственной машиностроительной продукции как для внутреннего потребления так и для экспорта.
Хорошие предпосылки создаются для интеграции высокотехнологичных отраслей, где, очевидно, будет идти активный процесс слияний и поглощений. Как известно, сфера информационных технологий развивается чрезвычайно быстро. Это нужно использовать при создании совместных проектов с использованием опыта мировых брендов.
Агропромышленный комплекс также обладает огромным потенциалом формирования продовольственных запасов и экспорта продуктов питания в Европу, страны Персидского залива, Юго-Восточную Азию, Китай. Неизбежно будут объединяться производители зерна, масличных культур. В ЕЭП может быть создан целый кластер по выращиванию и переработке масличных культур.
Для малого и среднего бизнеса традиционная сфера деятельности — это обеспечение поставок товаров и услуг для крупных предприятий. Поэтому прогнозируемая производственная кооперация наших промышленных предприятий даст также малому и среднему бизнесу огромные возможности для организации производства сопутствующих товаров и услуг.
Продолжая тему новых возможностей для отечественного бизнеса в целом, необходимо акцентировать внимание на трансферте технологий. То, что в Едином экономическом пространстве будет больше возможностей обмениваться научно-технической информацией — это факт. У России и Беларуси есть мощные разработки в машиностроении, химии, других отраслях. Для их использования на всей территории ЕЭП, в том числе в Казахстане, теперь нет никаких ограничений, не нужно оформлять отдельные патенты, сертификаты и т. д.
ЕАЭС отвечает интересам простых граждан
Построение Единого экономического пространства, помимо фактического передвижения людей через государственную границу, по мере углубления интеграции, подразумевает и свободное перемещение рабочей силы.
С интеграцией рынка труда Единого экономического пространства откроются возможности привлечения квалифицированного персонала из России и Беларуси в Казахстан, и обратно.
На данный момент разрабатывается список высших учебных заведений стран-участниц ЕЭП, чьи дипломы не будут требовать подтверждения во всех трех странах. Например, выпускник «Назарбаев-Университета» имеет полное право на трудоустройство в России и Беларуси, как и выпускник МГУ им. Ломоносова.
Казахстан имеет с Россией протяженную границу, где приграничные регионы имеют давние, традиционные контакты, как экономические так и культурные, семейные (со стороны России — из 12 регионов с населением 26 млн. человек, со стороны Казахстана — из 7 регионов с населением около 6 млн. человек).
Приграничные районы России также являются перспективным направлением для деятельности казахстанского малого и среднего бизнеса, который будет обладать конкурентными преимуществами, связанными с культурно-ментальной общностью населения двух стран.
Особое внимание следует обратить на тот факт, что в приграничных районах России проживают более 600 тыс. этнических казахов, которые также могут стать весомым фактором в социально-экономическом развитии нашей страны. Создание евразийского экономического союза снимает барьеры для их контактов с Казахстаном.
Весомость данного тезиса подкреплена существенной поддержкой евразийской интеграции со стороны населения Казахстана. Так, по данным Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития, в 2013 г. в Казахстане уровень общественного одобрения Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП) составил 73%.
С точки зрения долгосрочной перспективы можно сказать, что потребители получат большую возможность выбора товаров и услуг, вследствие чего высокая конкуренция приводит к рыночному сдерживанию цен на импортируемую и местную продукцию.
Основным плюсом для потребителей также нужно считать высокие требования к качеству выпускаемой продукции, отвечающему мировым стандартам, из стран, входящих в ЕАЭС и ВТО. Создаются также новые рабочие места за счет открытия совместных производств и расширения уже имеющихся производителей, которые ориентированы на рынки сбыта стран-партнеров. Все это способствует сокращению безработицы и росту благосостояния народа.
Таким образом, восьмой аргумент в пользу евразийской интеграции является реализация конкретных интересов наших граждан.
С учетом вышеприведенной аргументации можно с уверенностью сказать, что выбор в пользу евразийской интеграции основывался на четко выверенном экономическом прагматизме и учете конкретных интересов нашей страны и наших граждан.
Необходимо особенно подчеркнуть, что, в конечном счете, интеграция не является самоцелью, а инструментом достижения целей.
Углубление евразийской интеграции обеспечивает, в первую очередь, необходимые благоприятные условия для развития казахстанской экономики. Достижение принципиальных договоренностей о формировании Евразийского экономического Союза является лишь первым этапом. Следующий, и более важный этап — максимальное использование экономических возможностей, которые появляются в результате углубления евразийской интеграции.
Для казахстанского бизнеса в сложившейся ситуации особенно важно занять проактивную позицию и в унисоне с Правительством страны стремится заполнить образующиеся ниши на едином рынке в 170 млн. человек.
Языком цифр
От Союзного государства — к Евразийскому союзу
В Беларуси, Казахстане и России сосредоточены:
8,5% мировых разведанных запасов нефти;
22% запасов природного газа и угля;
более 20% мировых запасов пресной воды и лесного покрова планеты.
Доля ЕврАзЭС в 2011 году в мировой добыче:
нефти-15%;
природного газа — 22%;
угля-6%;
выработке электроэнергии -5,5%;
производстве стали -5,1%;
легковых автомобилей -1,25%;
зерна-5,9%;
мяса и мясопродуктов -1,8%;
молока и молокопродуктов -6,2%.