ИАЦ МГУ, 26 мая
29 мая в Астане президенты России, Белоруссии и Казахстана подпишут договор об образовании Евразийского экономического союза. В РИА Новости 26 мая состоится круглый стол на тему: «Договор о создании Евразийского экономического союза: новые реалии интеграции». В преддверии мероприятия ИАЦ МГУ задал несколько вопросов по актуальной на сегодняшний день повестке дня председателю движения «Гражданская платформа» Нурлану Еримбетову.
ИАЦ МГУ: В последнем своем выступлении Нурсултан Абишевич сделал несколько заявлений. В частности, он предложил создать азиатский аналог ОБСЕ. Как Вы оцениваете перспективы подобных инициатив? И с чем, по Вашему мнению, вызваны резкие оценки президента Казахстана относительно участия Запада в международных процессах?
Нурлан Еримбетов: Я полностью согласен с оценкой президента. Я сам не раз говорил своим коллегам о том, что сегодня в большинстве международных организациях много помпезности, много популизма. Создано много международных организаций, начиная от ООН, ОБСЕ, но насколько они сейчас влияют на нашу жизнь? Я бы сказал, не сильно. А ведь эти организации финансируются многими странами, это миллиарды долларов – поездки официальных лиц, их пресс-конференции. Однако я вижу несостоятельность этих организаций, потому что они не разрешили ни одной из современных проблем.
Поэтому создание регионального совета по безопасности является очень своевременным шагом. Современным миром правит наркомафия – это миллиарды, сегодня готовятся террористические организации, террористы – это тоже миллиарды. Мне хотелось бы, чтобы обычные казахстанцы поняли, что за многими организациями стоят обычные материальные интересы. Мы слишком романтизируем роль международных организаций, но ни одна из них не решила реальных проблем, будь то Африка, Азия, Америка, Европа. Значит, эти институты сегодня просто не дееспособны. Сегодня назрела необходимость разрешения этой проблемы не через честный открытый разговор о роли этих организаций. ООН и ОБСЕ, может быть, уже изжили себя.
Самое главное, что волнует казахстанцев, мы, наконец, начали понимать, что сегодня миром правят деньги, прибыль и все это прикрывается красивыми разговорами. Сегодня мое мировоззрение могут принять, если только это стоит денег. Лично я очень разочарован во всех этих организациях. Что интересно, об этом говорили наши великие предшественники. По сути, человечество не меняется.
ИАЦ МГУ: Как Вы думаете, Россия, Казахстан могут совместными усилиями что-то противопоставить идеологии общества потребления? Может быть, в рамках Евразийского союза имеет смысл предложить новые ценности для развития? Вы верно ответили, что идеология жизни ради прибыли себя исчерпала.
Нурлан Еримбетов: Я считаю, что Казахстан и Россия могут совместно продвигать многие вещи. У нас есть история. Никогда нельзя сбрасывать со счетов такие вещи как личностное отношение – общие трагедии, общие драмы. Мы можем вместе противостоять этому миру.
После обретения независимости Казахстан, Россия, другие республики метались по миру, хотели привязаться к союзам, к западным странам. А потом вдруг поняли, что мы никому не нужны. К сожалению, это осознание пришло только через много лет. А то, что у нас общность мыслей, истории, об этом никто не помнит. Нельзя современный мир мерить только вопросами денежных отношений.
Сейчас мы поняли, что нужны только друг другу. История, язык, ментальность, многовековые связи нельзя сбрасывать со счетов. Это все действует. Не доллар определяет нашу жизнь, а исторические связи. Мне кажется, что подоплека всех этих взаимодействий сегодня, хотя об этом не говорится, лежит в морально-психологической, гуманитарной составляющей.
ИАЦ МГУ: Буквально через несколько дней свершится действительно историческое событие – подписание Договора о создании Евразийского экономического союза. Готово ли общество Казахстана к этому договору? И чего ждет обычный гражданин Казахстана от Евразийского союза?
Нурлан Еримбетов: Состоится подписание, которое в рамках международных событий можно охарактеризовать как очередное подписание очередного договора. Не нужно демонизировать или романтизировать эту ситуацию. По сути, это подписание обычного соглашения одного товарищества с ограниченной ответственностью с другим. В итоге состоится создание товарищества, которое выгодно сегодня всем.
Но самое главное, что сегодня люди в Казахстане доверяют президенту страны. Это не лесть. Они доверяют его принятию решений. Сегодня большое количество людей, не видя реальных пока результатов, готовы чисто по человечески быть вместе. Для многих казахстанцев вхождение в ЕАЭС это не возрождение Советского Союза, это просто возрождение старых связей, истории, наших отношений. Я считаю, что это нормально. К сожалению, сейчас в правительстве ни Казахстана, ни России, ни Беларуси не говорят об интеллектуальной составляющей Союза, гуманитарных связях. Она есть – это наша история, совместные семьи, межнациональные браки, совместные обучения в вузах наших стран.
Лично я хочу поставить во главу всех этих экономических процессов, именно человеческий фактор.