Чтобы принимать взвешенные решения в области личных сбережений и не понести финансовые потери, как это было в результате недавней паники депозиторов, нужно знать очень простые вещи. Например, то, что в Казахстане депозиты физических лиц во всех банках, работающих с этим инструментом, имеют государственную гарантию.
О том, как работает система страхования депозитов, рассказывает председатель АО «Казахстанский фонд гарантирования депозитов» Бахыт МАЖЕНОВА.
— Следует ли вкладчикам банков волноваться за сохранность своих сбережений?
-Нет, не следует. В Казахстане действует система обязательного гарантирования депозитов. Это значит, что сохранность всех депозитов физических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также денег на их текущих счетах и карт-счетах в любом казахстанском банке гарантируется государством. Таким образом, государство гарантирует все денежные средства вкладчиков в банках, в любой валюте, размещенные под любую ставку вознаграждения.
Обязательства Фонда по выплате возмещения возникают при принудительном прекращении деятельности банка по решению суда. В этом случае Фонд выплатит вкладчику гарантийное возмещение в размере всей суммы его депозита и средств на банковских счетах, но не более пяти миллионов тенге. Возмещение выплачивается из средств специального резерва Фонда. Средств для этого достаточно: на 1 марта 2014 года размер специального резерва составил более 180 миллиардов тенге.
— Кто устанавливает максимальную сумму гарантийного возмещения и будет ли она пересматриваться вследствие девальвации тенге?
— Сумма прописана в законодательстве — Законе РК «Об обязательном гарантировании депозитов, размещенных в банках второго уровня Республики Казахстан». Изменения в этот закон, втом числе в отношении максимальной суммы, согласовываются с Национальным Банком и принимаются Парламентом Республики Казахстан.
Эта сумма должна учитывать и реальную экономическую ситуацию в стране, и фундаментальные характеристики депозитного рынка. Так, осенью 2008 года на период преодоления кризисных явлений в экономике сумма гарантийного возмещения была увеличена с семисот тысяч до пяти миллионов тенге. В конце 2011 года Правительство приняло решение сохранить максимальную сумму гарантийного возмещения на уровне пяти миллионов на постоянной основе.
— Должен ли клиент банка заключать дополнительный договор с банком или Фондом гарантирования депозитов для того, чтобы застраховать свой депозит?
— Нет, не должен. Вкладчику необходимо только выбрать банк и подписать договор банковского вклада или открыть текущий или карточный счет. Государственная гарантия распространяется на все депозиты и остатки на всех банковских счетах физических лиц безусловно, автоматически.
— Каковы гарантии для вкладчика, если он имеет один или несколько депозитов и счетов в одном банке, и их сумма превышает пять миллионовтенге?
— Необходимо учитывать, что в случае принудительной ликвидации банка Фонд возместит вкладчику средства в сумме по всем депозитам и другим счетам в этом банке, включая все дополнительные взносы и капитализированное вознаграждение, но не более пяти миллионов тенге. Для гарантии действует принцип: максимальная сумма возмещения — на одного вкладчика в одном банке.
— Правильно ли, что Фонд возмещает вознаграждение только в том случае, если оно было капитализировано?
— В соответствии с законодательством, Фонд не возмещает вознаграждение, начисленное по депозиту. А капитализация вознаграждения — это перечисление начисленного вознаграждения к основной сумме по депозиту. Вкладчикам следует внимательно изучить договор банковского вклада: если договор предусматривает капитализацию вознаграждения, вкладчик сможет рассчитывать на возмещение суммы капитализированного вознаграждения при принудительной ликвидации банка.
— Как быстро вкладчик получит возмещение при принудительной ликвидации банка?
— В соответствии с законодательством, в течение четырнадцати рабочих дней со дня вступления в силу решения суда о принудительной ликвидации банка Фонд в официальных республиканских СМИ публикует объявление о начале выплаты с указанием банка -агента для выплаты. После этого вкладчики сразу могут обратиться в этот банк и получить гарантийное возмещение до пяти миллионов тенге.
— Соответствует ли казахстанская система гарантирования депозитов общемировым стандартам?
— В этом году казахстанской системе гарантирования депозитов исполняется 15 лет. Международные эксперты высоко оценивают успехи Казахстана в области гарантирования депозитов. В 2013 году на общем собрании Международной ассоциации систем страхования депозитов мы получили международную награду за развитие системы гарантирования депозитов. Очень важно, что система гарантирования в Казахстане совершенствуется постоянно, чтобы отвечать на новые вызовы.
Мария ИБРАЕВА. P.S. Подробнее узнать о деятельности Фонда можно на сайте www.kdif.kz или по номеру «горячей линии» 8 800 080 10 20. Эта линия работает на постоянной основе, звонки с городских телефонов по Казахстану — бесплатные.