Дорожная карта интеграции

Евразийский союз
Назрела необходимость в переходе на качественно новый уровень взаимоотношений наших стран на основе нового межгосударственного объединения, сформированного на принципах добровольности и равноправия. Таким объединением мог бы стать Евразийский союз.
Нурсултан Назарбаев,
Президент Республики Казахстан
г. Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 29 марта 1994 г.
Дорожная карта интеграции.

Двадцать лет прошло с того исторического дня, когда Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев впервые предложил вниманию общественности «Проект о формировании Евразийского союза государств».

Как это часто бывает с новаторскими, прорывными идеями, проект был встречен достаточно настороженно многими действующими тогда политическими и общественными деятелями.

Но время все расставляет по своим местам. С полным на то основанием можно говорить, что, именно благодаря стратегическому мышлению Президента Казахстана, его умению убедить в своей правоте других политиков, задуманное шаг за шагом становится реальностью.

Конечно, за прошедшее двадцатилетие, первоначальный проект претерпел значительные изменения, был скорректирован в соответствии с вызовами времени. Но фундаментальные принципы, сформулированные Нурсултаном Назарбаевым, буквально через несколько лет после распада Советского Союза, когда центробежные силы еще значительно превышали центростремительные, остались неизменными. По его замыслу, Евразийский союз должен стать союзом равноправных независимых государств, в котором будут реализованы национально-государственные интересы каждой страны-участницы. Принципиально важно, что основой объединения должны стать экономические взаимосвязи. Именно в экономике Нурсултан Назарбаев нащупал нить интеграционного объединения.

Прагматичность подхода к интеграции, экономическая целесообразность и добровольность объединения стали приоритетными принципами формирования различных интеграционных объединений на постсоветском пространстве, которые становятся подлинной «дорожной картой» на пути к Евразийскому союзу.

Начало практического воплощения идеи евразийской интеграции было положено заключением 20 января 1995 года Соглашения о Таможенном союзе Беларуси, Казахстана и России. Позже к нему присоединились Кыргызстан и Таджикистан. Но в те годы соглашение не заработало, слишком сильны тогда были дезинтеграционные тенденции, не определились еще некоторые страны и с выбором пути развития. Позже пришло понимание того, что формы и степень взаимного сотрудничества разных стран объективно должны быть различными в зависимости от уровня готовности.

Судьбоносным этапом евразийской интеграции стало создание 10 октября 2000 года в Астане главами пяти государств (Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана) Евразийского экономического сообщества — международной организации с четко прописанной структурой, разработанным механизмом деятельности. Только после непростой кропотливой работы по сближению национальных законодательств и технических регламентов с 1 января 2010 года заработал Таможенный союз Казахстана, России и Беларуси, а с 1 июля 2011 года он действует в полноформатном режиме по всем международным стандартам. С 1 января 2012 года начался практический этап создания Единого экономического пространства.

Евразийская идея формирует будущее интеграционных процессов на постсоветском пространстве, охватывающие не только экономические, но и социально-политические и гуманитарные аспекты сотрудничества. Создание ЕврАзЭС и Таможенного союза отражает объективную логику движения постсоветских республик к более высокому уровню взаимодействия — Евразийскому союзу государств.

Сегодня Президенты Беларуси, Казахстана, России готовятся к подписанию в мае договора о Евразийском экономическом союзе — новом значительном шаге на пути дальнейшей интеграции, разумной альтернативы которой нет.

— Интеграция дает возможность убрать таможенные барьеры. Поэтому у нас чисто прагматический экономический интерес. Развивать страну, поднимать экономику, увеличивать ВВП, — говорил Нурсултан Назарбаев на брифинге, проведенном им во время недавнего саммита в Гааге. — Если бы во время Марко Поло были бы таможенные границы, он бы не дошел через степь Казахстана в Китай. И Колумб не поехал бы Америку открывать. Много исторических примеров, доказывающих, что закрытые границы не дают развитие.

Изначальное видение Нурсултаном Назарбаевым Евразийского союза, как объединения государств на основе принципов равенства, невмешательства во внутренние дела друг друга, уважения суверенитета и неприкосновенности государственных границ, равенство партнеров по интеграции сегодня находит отражение во всех документах, подписываемых странами-участницами интеграционных объединений. Их неукоснительное соблюдение — гарантия того, что опасения возможной потери хотя бы части суверенитета не имеют под собой оснований.

— Что касается нашей независимости — это константа. Ни йоту независимости Казахстан никому не отдаст, — об этом не раз говорит автор идей Евразийского союза Нурсултан Назарбаев. Этим принципом Лидер страны руководствуется на протяжении всех лет своего президентства.

Нина МИТЧИНОВА,
член Ассамблеи народа Казахстана.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также