Как ежи рыбалку испортили

039-8-4Окно в природу
Привычка вести дневники у меня со школы. Ну, а поскольку отношу себя к непоседам, то большая часть записей связана с охотой и рыбалкой. Навеяли воспоминания наброски в тетрадях полувековой давности.
В ту пору я служил в армии. Летний военный лагерь разведки пятой танковой армии, дислоцировавшейся на территории бывшей ГДР, располагался в смешанном лесу. В зеленых зарослях, на полянах летом и осенью было много ягод: земляники, ежевики, черники — ешь, не хочу. Водились зверь и птица. А озеро Шван, окаймленное со всех сторон могучими соснами и березами, кишело от разнообразия рыбы: леща, окуня, угря, вьюна. Места, скажу вам, благодатные для отдыха. А о времяпрепровождении с удочкой на берегу водоема и говорить не приходится. Но нам, солдатам-срочникам, в лагере не до рыбалки было: постоянные изнурительные полевые занятия, стрельбы, учения, несение внутренней и караульной службы. Так что о хобби никто не помышлял. К тому же командиры на просьбы отлучиться даже в личное время на часок на водоем просто не реагировали.

Однажды с командиром танка Николаем Космачуком договорились уйти в самоволку. Накануне выходного дня накопали червей, приготовили удочки и ни свет ни заря рванули на озеро. Стоял июль, было тепло, над водоемом висел густой туман. Решили дождаться рассвета. Спустились с пригорка, прилегли, беседуем. Вдруг вижу Николай скорчился, закричал: «Ой, ой, ой!» Хватается за правый бок и, превозмогая боль, не переставая стонать, меняет положение тела. Я хватаю друга за руку и что есть сил ставлю его на ноги.

— Что с тобой? — спрашиваю.

А в этот момент ощущаю, что голень моей ноги вроде бы как насквозь чем-то острым кто-то прокалывает. Смотрим, рядом с нами, свернувшись в клубки, лежат два взрослых ежа, а мимо нас вниз к берегу озера скатываются маленькие комочки в иголочках. Сообразили, с ночной охоты возвращалось в свою «квартиру» семейство ежей. Как появились, так и исчезли в считанные секунды.

Там, на берегу, они спрятались под кучей хвороста и листвы среди кустарников. Из любопытства мы нашли нору. Но то, что довелось увидеть, не перескажешь. Рядом с жилищем зверьков лежали усыпленные лягушки, ящерицы и даже ягоды. Видимо колючие хранили это «богатство» на черный день.

Конечно, на тот момент Николаю было не до рыбалки. Его спина покрылась красными пятнами, кое-где появились даже кровоподтеки. Во избежание заражения (ежи являются переносчиками инфекций) мы поспешили в санчасть, где ему была оказана необходимая помощь.

После, общаясь с охотоведами, я узнал, что значение ежа в среде обитания нельзя оценить однозначно. Он может быть и полезным, и вредным. Ну, хотя бы то, что зверек приносит вред, поедая полезных насекомых (шмелей, пчел, жуков-мертвоедов), зверьков (землероек, кротов), птенцов и яйца птиц, гнездящихся на земле. В то же время приносит и пользу, уничтожая таких вредителей леса, как хрущи и их личинки, гусеницы и куколки пилильщиков, долгоносиков, поедает мышевидных грызунов и ядовитых насекомых.

В моей памяти с детства запало, что еж — хищное животное, и держать его в доме просто небезопасно. Помнится, мама поймала в поле этого зверька и принесла домой показать нам, детям, какое это красивое существо — колючий клубок с торчащими во все стороны иглами. Положила возле печки, где находилась наседка с выводком. Ночью еж устроил охоту на цыплят. Он, бегая в темноте, фыркал, подпрыгивал и за считанные минуты усыпил десятка два цыплят. В голодные послевоенные годы это была большая потеря для нашего семейства.

Приходилось много раз встречать в лесах, на хлебных полях, рядом с развалинами ежей-одиночек и целые семейства. Но не появлялось уже соблазна поймать одну из особей и принести домой. Хотя с интересом наблюдаю, как при встрече с человеком зверек свертывается в клубок, прижимая голову к брюху и втягивая лапки и хвост под себя, как бы приговаривает: «Голыми руками меня не возьмешь!».

Иван ПЕРЕРВА.

Фото Владислава ХОЛИНА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также