Православие
У православных идет Великий Пост и главная его цель — очистить душу. Епископ Кокшетауский и Акмолинский Серапион считает, что это время педагогическое, в течение его мы осваиваем ту или иную христианскую добродетель. Работа души в эти дни идет особенная, и она будет поважнее поста гастрономического, который лишь «подспорье к тому, чтобы человек поднял на себя подвиг во имя Бога».
— Пост — это делание молитвенное, — говорит он, — а молитва — это дыхание нашей души, которая желает приблизиться к Богу. Это совсем не обряд, пост у нас — это та необходимость, которая нужна для нашего исцеления, именно в христианстве говорится, что человеку нужно исцелиться душой. Курение, празднословие, осуждение… В пост мы особенно стараемся бороться с этими привычками, которые у нас зовутся страстями греховными. Как? Пытаемся их возненавидеть, отторгнуть от себя и обращаемся за помощью к нашему Творцу. И он, как врач, начинает сотворять это чудо исцеления. Мы понимаем, что поститься так, как наши предки, мы уже не сможем, но хотя бы в ту меру, что мы можем, мы это делаем. Потому, что хотим подойти к празднику Великой Пасхи тоже воскресшими, чтобы ощутить на себе тот свет воскресения Христова, что воссиял и дает радость людям на Земле.
— Есть ли случаи в Вашей практике, когда люди за это время на глазах буквально менялись к лучшему?
— Конечно, за мой 25-летний стаж священника таких было много. Тот христианин, кто искренне, не лицемерно, не по-фарисейски подходил к покаянию, он из раза в раз, с каждым следующим постом становился более мирным, сдержанным, более любвеобильным. И ты видишь, какой путь с помощью Господа прошел этот человек, стал жить иной жизнью, увидел свет внутри себя, в своей душе. И наоборот, если человек ходит в храм, соблюдает пост, а хвалится перед другими, какой он хороший христианин, это может перечеркнуть весь смысл поста. Наша же работа над собой во время поста, сдержанность в еде и страстях, молитвы и покаяние — это и есть те лопаты, вилы, которыми мы возделываем огород, которым сами являемся.
— Бытует такая фраза о постящихся: «Ты лучше ешь еду, чем близких своих»...
— Я тоже ее употребляю, не на пустом месте возникла она. Нужна разумность в воздержании. Чтобы не озлобиться, надо брать ношу по силам своим. Если человек будет озабочен только поклонами и воздержанием в еде, а на близких своих раздражаться, поедом их съедать, это что за пост? Пост не должен подрывать здоровье. Каждый священник имеет право благословить прихожанина на послабление в период поста, часто больные люди просят разрешить им молочную пищу. Но никому из тех, кто называет себя христианином, не позволено пренебрегать Великим постом. Каждый пусть вопросит свою совесть и отдаст свой долг Богу.
— Нет человека, которого бы сегодня не волновала ситуация на Украине, где в гордыне превосходства одного перед другим воюют христиане, владыка, что Вы скажете об этом?
— Ни один истинно верующий христианин в таких событиях никогда принимать участия не будет. Гордыня человеческая — краеугольный камень нашего падшего естества. И с ней мы боремся только смирением и просим его у Господа, вознося к нему молитву, которая звучит сейчас в каждом нашем храме: «Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь мне, дух же целомудрия, смиреномудрия, терпения и любви даруй мне, рабу твоему». Православная церковь является консолидирующим, миротворческим стержнем, где бы она ни была. И просто невозможно ожидать подобного от истинных христиан, а это совсем не те, кто похристился, а в храм ни ногой, и кем для нихявляется Господь не задумываются, заповедей Божьих не соблюдают. Из идеологии нашей православной церкви не истекает никакого экстремизма, наоборот, у нас есть заповедь нести свой крест христианский даже и до того, что нас могут и убить. В том состоянии, в котором там сейчас находятся люди, это состояние и гордости одновременно, и ненависти, небратолюбия, близкое к тому, чтобы пойти и убивать, это бесовское состояние и ни к чему хорошему оно не приведет. В Казахстане, милостью Божьей, спокойно, и будем надеяться, что и дальше хватит разума каждому нашему гражданину понять, что он тоже ответственен не только за себя, но и за свою страну, и жить в мире и согласии.
— И что бы Вы пожелали тем своим прихожанам, которые только приходят в храм и, может быть, первый раз постятся?
— Духовной бодрости. Не унывать, поститься разумно, помня о том, что пост — не самоцель, а именно: духовное возрождение. И как начали пост, в таком же ритме и прийти к Пасхе. На свои силы не уповать, просить Господа: «Помоги!» И действительно он помогает. Вы сами увидите разницу от того, каким были и стали, как это полезно для вашей души и тела тоже. Конечно, трудно бывает в семье, когда один постится, другой нет, но в том и подвиг, и за это Господь может вознаградить человека, который свою волю формирует. Нужно понять, что у церкви нет случайных установлений и заповедей, она знает природу человека лучше его самого и не возглавляет «тяжкие и неудобоносимые бремена», а помогает обрести самого себя. Попробуйте хотя бы один раз исполнить заповедь о Великом Посте в полной мере, и вы почувствуете в душе необыкновенную легкость, радость, духовное возрождение. Желаю прихожанам нашим испытать себя в посте и дойти до Светлого воскресения обновленным и возрожденным.
Александра МЯКОТА.